М. Горький был литературным редактором Скитальца. По свидетельству Дмитрия Семеновского, Максим Горький в одной из бесед с ним заметил о стихах Скитальца: «В них много моих строчек». Это подтверждал и сам Скиталец. «А вот это рука Алексея Максимовича..., - заявил он работникам Литературного музея г. Горького в 1935 году, когда те показали ему рукопись его ранних стихов. - Помню, как он правил эти стихи. Он очень поощрял меня в моих занятиях поэзией, и радовался ... почти до слез, когда я приносил удачное стихотворение. Это были незабываемые часы, и они меня поднимали как поэта в собственных глазах, они вселяли в меня сознание своего собственного человеческого достоинства».
В сентябрьской и октябрьской книжках «Журнала для всех» за подписью «С. Петров» были напечатаны два стихотворения Скитальца: «Вы сказались, бессонные ночи...» и «Мне снилось поле...». Горький сообщал Миролюбову в июне 1899 года: «Стихи Петрова в печати производят лучшее впечатление, чем писаные. Вы, по-моему, хорошо сделали, попечатав их, это очень поддержит Петрова. У него есть талант...».
Между тем в литературе своего времени он занимал видное место: его песни распевались революционной молодежью России, а «Прощальное слово», положенное на музыку композитором М. А. Слоновым, прочно вошло в репертуар Ф. И. Шаляпина.
«В те времена, - писал И. Эренбург, - когда жил Чехов, люди читали не только Чехова, но и Потапенко, Боборыкина, Баранцевича, Скитальца и многих других авторов. Конечно, лучшая часть читателей понимала, что нельзя сравнивать Потапенко с Чеховым или Скитальца с молодым Горьким, но в целом литература соответствовала запросам общества. Писатели, даже весьма посредственные, освещали те вопросы, которые интересовали читателей «Русского богатства» или «Русской мысли».
Стихотворения Скитальца этой поры, наполненные настроениями тоски, не проходимой печали, явно подражательны. Однако они привлекали своей демократической направленностью: в них осуждался мир «сытых» и «толстопузых», с состраданием говорилось о бедных тружениках.
Поэтический язык раннего Скитальца довольно однообразен. То и дело мелькают такие слова, как «воздушные», «чудные», «обманутые», «заветные», «грезы», «добро», «свет», «заря». Романтические элементы в поэзии писателя в значительной степени связаны с устным народным творчеством. Так, в «Волжских легендах» Скиталец создает образ Степана Разина, гордого пеликана, не сломленного страданиями и готового к борьбе за счастье народа. В грозные годы первой русской революции «Волжские легенды» воспринимались как призыв к свободе, к народной мести и революции.
В течение нескольких лет он писал одновременно и стихи, и рассказы. Со стихами Скиталец расстается после 1906 года, но именно они, а не повести и рассказы, сделали известным его имя. Стихотворения ходили по всей России, постоянно исполнялись на эстраде; некоторые из них становились модными романсами и песнями. Стихотворение «Хорошо в ночи бубенчики звенят» распевалось демократической молодёжью в 1910 году.
Стихи Скитальца импонировали молодому, революционно настроенному поколению своим бодрым, жизнерадостным тоном, своим эмоциональным пафосом. Скиталец очень удачно схватывал и передавал революционное настроение эпохи, хотя по форме его стихи часто бывали несовершенны.
Скиталец явился одним из представителей революционной поэзии начала XX века. Его стихотворения «Я хочу веселья», «Нет, я не с вами», «Тихо стало кругом» положены на музыку и стали великолепными романсами.
Его творчество любовно и со знанием театрального дела касалось работы Художественного театра Комисаржевской В. Ф., Шаляпина Ф. И., Собинова Л. В., живописи Васнецова, Врубеля, Малявина, музыки Рахманинова С. В., Скрябина, Глазунова.
Стихи Скитальца пользовались в 1900 г. наибольшей популярностью. Они были замечательны своей актуальностью и злободневностью, цензура неистовала по этому поводу.
Весьма примечательно, что В. И. Ленин в брошюре «Победа кадетов и задачи рабочей партии» (1906) для характеристики политической обстановки тех лет пользуется образами и цитатами из стихотворения Скитальца «Тихо стало кругом» (напечатано в IX сборнике товарищества «Знание», 1906).
Дружба с Горьким революционизировала Скитальца и послужила поводом к зачислению его в категорию людей «противоправительственного направления». В представлении департамента полиции он неотделим от Горького и его революционной деятельности.
12 декабря 1902 году на благотворительном вечере в московском Благородном собрании Скиталец выступил с чтением своего стихотворения «Гусляр», после чего выход газеты «Курьер», где оно было опубликовано в разрешенном цензурой виде, был приостановлен на 2 месяца.
Стихотворное произведение «Гусляр», к которому поэт возвращался, чуть ли не на протяжении всей творческой жизни. Редкий случай - около четырёх десятилетий его текст исправлялся и редактировался. Написано оно было в 1901 году, а последние изменения писатель вносил незадолго до кончины - в 1941 году. Вот и эти строки, вероятно, были у него тогда перед глазами:
Гусли звонкие рокочут и звенят,
Про веселье чистой трелью говорят.
Мысли-песни напеваю я струнам,
Вольный ветер их разносит по полям.
Я иду, накинув белый мой наряд,
Гусли звонкие рокочут и звенят!
Гусли-мысли да весёлых песен дар
Дал в наследство мне мой батюшка-гусляр.
Гусляром быть доля выпала и мне -
Веять песни по родимой стороне.
Впервые стихотворения Скитальца напечатаны в «Самарской газете» (1897-1900 годы). Позднее были включены им в книгу «Рассказы и песни» (т. I. СПб., 1902). Эта книга начиналась программным стихотворением «Колокол», над рукописью которого много работал Горький. В ранних стихах Скитальца очень сильно влияние Надсона, а также лермонтовской поэзии. Говоря о влиянии на него образа Демона, Скиталец впоследствии вспоминал: «Между нами в это время было много общего: чудовищное одиночество духа, отверженность, оскорбленная гордость и смутное сознание своего превосходства над окружающим... миром» (Скиталец. Юность. М.-Пг., Госиздат, 1923, с. 111).
В стихотворении «Кузнец» Скиталец первым в русской поэзии создал образ поэта-рабочего, кузнеца, пролетарского революционера. Образ поэта-кузнеца, поднимающего тяжкий молот на своих классовых врагов, стал популярным в революционной рабочей поэзии: «Кузнецу» И. Привалова, «Песня кузнеца» А. Микульчик, «Мы кузнецы, и дух наш молод...» Ф. Шкулева и др.
Скиталец – поэт останется в нашей памяти, как автор, замечательных, революционных песен, положенных на музыку композиторами – современниками. Благодаря произведениям богаче и разностороннее стало наше представление о русской литературе.
Известный критик Л. И. Богданович, анализируя сборник «Рассказов и песен», писал: «Трудно сказать, в чем сильнее его талант - в повести или в стихотворениях, из которых большинство превосходны как по блестящему, совершенно особому стиху, так и по самобытности настроения. Нам кажется, что в своих стихотворениях он даже оригинальнее, чем в прозе. Здесь все оригинально, начиная со стиха, музыкального и совершенно особенного по построению, напоминающего ритм народных песен, и по силе страсти, сдавленной и могучей, терзающей певца, для которого его песня - это вопль муки и злобы, не находящей себе утоления. Таковы «Колокол», «Нет, я не с вами»: своим напрасно и лицемерно меня зовете... Иногда у него выливаются такие нежные песни, которые выдают тайну Скитальца, что не только для гнева открыто это сердце. Вот, например, какое грациозное стихотворение вылилось из-под его пера (далее приводится текст стихотворения «Колокольчики-бубенчики звенят...». - Н, Л.), Не правда ли, какая прелестная идиллия?» („Мир божий", 1902, № 5, май, библиограф, отд., с. ПО-111).
Критика особенно отметила стихотворение «Я хочу веселья ...», назвав его «одним из наиболее удачных по тому искреннему, теплому колориту, которым оно проникнуто и от которого автор в других стихотворениях отказывается, по-видимому, сознательно, чтобы «бить в железные сердца», не достигая и последней цели, так как для нас нужен более энергичный, жгучий стих» («Образование», 1902, № 9, сентябрь, отд. «Из жизни и литературы», с. 44).
Как поэт Скиталец стремится уверить читателей, что он лишь «суровые слова и мысли» знает: «Я весь, всегда - в огне..., и песнь моя дика, и в слово проклинаю! слилося все во мне!». Его проклятия злобы «святой» производят, однако, впечатление полной надуманности. Холодные призывы Скитальца - поэта к борьбе находятся в явном противоречии с общим мирным тоном Скитальца - беллетриста, симпатичного именно в своем наивном увлечении такими мирными вещами, как пение, музыка, красоты Волги и т. п.
В 1903 г. С.Г. Скиталец женился на дочери симбирского купца Николая Константиновича Ананьева – Александре.
На сегодняшний день мы мало знаем о семье Ананьевых. Можно только привести небольшой пример, на сколько, богат был тесть Степана Скитальца-Петрова.
Из документов Симбирской губернии: «Инициатива открытия Симбирской биржи принадлежала городскому голове М.А. Волкову. Пятилетние переговоры с Петербургом по поводу ее открытия были связаны с определением ее профиля: правительство намеревалось открыть в Симбирске хлебную биржу, а местные торговцы отказывались, опасаясь, что не смогут содержать ее. Устав биржи был утвержден в 1901 г., а состав маклеров в 1903. 36 членов биржевого общества избрали тайным голосованием председателя комитета Н.Я. Шатрова, а с 1902 г. - Н.К. Ананьева. В 1904 г. в составе биржевого общества числилось уже 136 чел. среди них суконные фабриканты, хлеботорговцы, землевладельцы, судовладельцы, агенты страховых и пароходных обществ, торговцы нефтью и керосином, бакалейными и мануфактурными товарами».
В 1905 г. проживал в с. Стоговке (ныне Кузоватовского района Ульяновской области). Бывая в Симбирске в период с 1903 по 1913 гг., принимал участие в концертах, молодёжных вечерах с чтением своих стихов, пением народных песен и частушек. Благодаря Скитальцу в это время в Симбирске стала известна песня «Из-за острова на стрежень» на слова Д.Н. Садовникова. С 1913 по 1921 гг. постоянно жил в Симбирске в собственном доме над Волгой. В этот период написал пьесу «Вольница» (1915), «Воспоминания», рассказы: «Семинария», «Юность», «Лаврентий Щибраев», «Старый Венец». На основе местных реалий начал работать над историческим сказом «Кандалы» и романом «Дом Черновых», подготовил к печати восьмитомное собрание сочинений, «Очерки» и «Песни Скитальца» (1919). Литературное творчество сочетал с выступлениями в театре, Народном доме.
9 февраля 1905 года Скиталец был вновь арестован полицией па квартире Леонида Андреева, где проводилось заседание девяти членов Центрального Комитета РСДРП, которые собрались, как доносил начальник Московского губернского управления в департамент полиции, «для выработки программы по вопросу о революционизировании народных масс». Скиталец и Андреев были заключены в Таганскую тюрьму. 25 февраля их освободили за «отсутствием состава преступления».
Из книги Кудрявцевой Н.Ю.
«Годы мчались... Лучшей доли
Непокорно я искал».
Комментариев нет:
Отправить комментарий