Поэзия С. Г. Скитальца.

 М. Горький был литературным редактором Скитальца. По свидетельству Дмитрия Семеновского, Максим Горький в одной из бесед с ним заметил о стихах Скитальца: «В них много моих строчек». Это подтверждал и сам Скиталец. «А вот это рука Алексея Максимовича..., - заявил он работникам Литературного музея  г. Горького в 1935 году, когда те показали ему рукопись его ранних стихов. - Помню, как он правил эти стихи. Он очень поощрял меня в моих занятиях поэзией, и радовался ... почти до слез, когда я приносил удачное стихотворение. Это были незабываемые часы, и они меня поднимали как поэта в собственных глазах, они вселяли в меня сознание своего собственного человеческого достоинства».

В сентябрьской и октябрьской книжках «Журнала для всех» за подписью «С. Петров» были напечатаны два стихотворения Скитальца: «Вы сказались, бессонные ночи...» и «Мне снилось поле...». Горький сообщал Миролюбову в июне 1899 года:  «Стихи Петрова в печати производят лучшее впечатле­ние, чем писаные. Вы, по-моему, хорошо сделали, попечатав их, это очень поддержит Петрова. У него есть талант...».

Между тем в литературе своего времени он занимал видное место: его песни распевались революционной молодежью России, а «Прощальное слово», положенное на музыку композитором М. А. Слоновым, прочно вошло в репертуар Ф. И. Шаляпина.

«В те времена, - писал И. Эренбург, - когда жил Чехов, люди читали не только Чехова, но и Потапенко, Боборыкина, Баранцевича, Скитальца и многих других авторов. Конечно, лучшая часть читателей понимала, что нельзя сравнивать Пота­пенко с Чеховым или Скитальца с молодым Горьким, но в целом литература соответствовала запросам общества. Писатели, даже весьма посредственные, освещали те вопросы, которые интересо­вали читателей «Русского богатства» или «Русской мысли».

Стихотворения Скитальца этой поры, наполненные настроения­ми тоски, не проходимой печали, явно подражательны. Однако они привлекали своей демократической направленностью: в них осуж­дался мир «сытых» и  «толстопузых», с состраданием говорилось о бедных тружениках.

Поэтический язык раннего Скитальца довольно однообразен. То и дело мелькают такие слова, как «воздушные», «чудные», «обманутые», «заветные», «грезы», «добро», «свет», «заря». Романтические элементы в поэзии писателя в значительной сте­пени связаны с устным народным творчеством. Так, в «Волжских легендах» Скиталец создает образ Степана Разина, гордого пе­ликана, не сломленного страданиями и готового к борьбе за сча­стье народа. В грозные годы первой русской революции «Волж­ские легенды» воспринимались как призыв к свободе, к народной мести и революции.

В течение нескольких лет он писал одновременно и стихи, и рассказы. Со стихами Скиталец расстается после 1906 года, но именно они, а не повести и рассказы, сделали известным его имя. Стихотворения ходили по всей России, постоянно исполнялись на эстраде; некоторые из них становились модными романсами и песнями. Стихотворение «Хорошо в ночи бубенчики звенят» распевалось демократической молодёжью в 1910 году.

    Стихи Скитальца импонировали молодому, революционно настроенному поколению своим бодрым, жизнерадостным тоном, своим эмоциональным пафосом. Скиталец очень удачно схватывал и передавал революционное настроение эпохи, хотя по форме его стихи часто бывали несовершенны.

Скиталец явился одним из представителей революционной поэзии начала  XX века. Его стихотворения «Я хочу веселья», «Нет, я не с вами», «Тихо стало кругом» положены на музыку и стали великолепными романсами.

Его творчество любовно и со знанием театрального дела касалось работы Художественного театра Комисаржевской В. Ф., Шаляпина Ф. И., Собинова Л. В., живописи Васнецова, Врубеля, Малявина, музыки Рахманинова С. В., Скрябина, Глазунова.

Стихи Скитальца пользовались в 1900 г. наибольшей популярностью. Они были замечательны своей актуальностью и злободневностью, цензура неистовала по этому поводу.

Весьма примечательно, что В. И. Ленин в брошюре «Победа кадетов и задачи рабочей партии» (1906) для характеристики политической обстановки  тех лет пользуется образами и цитатами из стихотворения Скитальца «Тихо стало кругом» (напечатано в IX сборнике товарищества «Знание», 1906).

Дружба с Горьким революционизировала Скитальца и послужила поводом к зачислению его в категорию людей «противоправительственного направления». В представлении департамента полиции он неотделим от Горького и его революционной деятельности.

12 декабря 1902 году на благотворительном вечере в московском Благородном собрании Скиталец выступил с чтением своего стихотворения «Гусляр», после чего выход газеты «Курьер», где оно было опубликовано в разрешенном цензурой виде, был приостановлен на 2 месяца.

 Стихотворное произведение «Гусляр», к которому поэт возвращался, чуть ли не на протяжении всей творческой жизни. Редкий случай - около четырёх десятилетий его текст исправлялся и редактировался. Написано оно было в 1901 году, а последние изменения писатель вносил незадолго до кончины - в 1941 году. Вот и эти строки, вероятно, были у него тогда перед глазами:

 

Гусли звонкие рокочут и звенят,

Про веселье чистой трелью говорят.

Мысли-песни напеваю я струнам,

Вольный ветер их разносит по полям.

Я иду, накинув белый мой наряд,

Гусли звонкие рокочут и звенят!

Гусли-мысли да весёлых песен дар

Дал в наследство мне мой батюшка-гусляр.

Гусляром быть доля выпала и мне -

Веять песни по родимой стороне.

Впервые стихотворения Скитальца напечатаны в «Самарской газете» (1897-1900 годы). Позднее были включены им в книгу «Рассказы и песни» (т. I. СПб., 1902). Эта книга начиналась про­граммным стихотворением «Колокол», над рукописью которого мно­го работал Горький. В ранних стихах Скитальца очень сильно влияние Надсона, а также лермонтовской поэзии. Говоря о влия­нии на него образа Демона, Скиталец впоследствии вспоминал: «Между нами в это время было много общего: чудовищное оди­ночество духа, отверженность, оскорбленная гордость и смутное сознание своего превосходства над окружающим... миром» (Ски­талец. Юность. М.-Пг., Госиздат, 1923, с. 111).

В стихотворении «Кузнец» Скиталец первым в русской поэзии создал образ поэта-рабочего, кузнеца, пролетарского револю­ционера. Образ поэта-кузнеца, поднимающего тяжкий молот на своих классовых врагов, стал популярным в революционной ра­бочей поэзии: «Кузнецу»  И. Привалова, «Песня кузнеца» А. Микульчик, «Мы кузнецы, и дух наш молод...» Ф. Шкулева и др.

Скиталец – поэт останется в нашей памяти, как автор, замечательных, революционных песен, положенных на музыку композиторами – современниками. Благодаря произведениям богаче и разностороннее стало наше представление о русской литературе.

Известный критик Л. И. Богданович, анализируя сборник «Рас­сказов и песен», писал: «Трудно сказать, в чем сильнее его та­лант - в повести или в стихотворениях, из которых большинство превосходны как по блестящему, совершенно особому стиху, так  и по самобытности настроения. Нам кажется, что в своих стихо­творениях он даже оригинальнее, чем в прозе. Здесь все ориги­нально, начиная со стиха, музыкального и совершенно особенного по построению, напоминающего  ритм народных песен, и по силе страсти, сдавленной и могучей, терзающей певца, для которого его песня - это вопль муки и злобы, не находящей себе утоления. Таковы «Колокол», «Нет, я не с вами»: своим напрасно и лицемер­но меня зовете... Иногда  у него выливаются такие нежные песни, которые выдают тайну Скитальца, что не только для гнева открыто это сердце. Вот, на­пример, какое грациозное стихотворение вылилось из-под его пера (далее приводится текст стихотворения «Колокольчики-бубенчики звенят...». - Н, Л.), Не правда ли, какая прелестная идиллия?» („Мир божий", 1902, № 5, май, библиограф, отд., с. ПО-111).

Критика особенно отметила стихотворение «Я хочу веселья ...», назвав его «одним из наиболее удачных по тому искреннему, теп­лому колориту, которым оно проникнуто и от которого автор в других стихотворениях отказывается, по-видимому, сознательно, чтобы «бить в железные сердца», не достигая и последней цели, так как для нас нужен более энергичный, жгучий стих» («Обра­зование», 1902, № 9, сентябрь, отд. «Из жизни и литературы», с. 44).

Как поэт Скиталец стремится уверить читателей, что он лишь «суровые слова и мысли» знает: «Я весь, всегда - в огне..., и песнь моя дика, и в слово проклинаю! слилося все во мне!». Его проклятия злобы «святой» производят, однако, впечатление полной надуманности. Холодные призывы Скитальца - поэта к борьбе находятся в явном противоречии с общим мирным тоном Скитальца - беллетриста, симпатичного именно в своем наивном  увлечении такими мирными вещами, как пение, музыка, красоты Волги и т. п.

 В 1903 г. С.Г. Скиталец женился на дочери симбирского купца Николая Константиновича Ананьева – Александре.

На сегодняшний день мы мало знаем о семье Ананьевых. Можно только привести небольшой пример, на сколько, богат был тесть Степана Скитальца-Петрова.

Из документов Симбирской губернии: «Инициатива открытия Симбирской биржи принадлежала городскому голове М.А. Волкову. Пятилетние переговоры с Петербургом по поводу ее открытия были связаны с определением ее профиля: правительство намеревалось открыть в Симбирске хлебную биржу, а местные торговцы отказывались, опасаясь, что не смогут содержать ее. Устав биржи был утвержден в 1901 г., а состав маклеров в 1903. 36 членов биржевого общества избрали тайным голосованием председателя комитета Н.Я. Шатрова, а с 1902 г. - Н.К. Ананьева. В 1904 г. в составе биржевого общества числилось уже 136 чел. среди них суконные фабриканты, хлеботорговцы, землевладельцы, судовладельцы, агенты страховых и пароходных обществ, торговцы нефтью и керосином, бакалейными и мануфактурными товарами».

В 1905 г. проживал в с. Стоговке (ныне Кузоватовского района Ульяновской области). Бывая в Симбирске в период с 1903 по 1913 гг., принимал участие в концертах, молодёжных вечерах с чтением своих стихов, пением народных песен и частушек. Благодаря Скитальцу в это время в Симбирске стала известна песня «Из-за острова на стрежень» на слова Д.Н. Садовникова. С 1913 по 1921 гг. постоянно жил в Симбирске в собственном доме над Волгой. В этот период написал пьесу «Вольница» (1915), «Воспоминания», рассказы: «Семинария», «Юность», «Лаврентий Щибраев», «Старый Венец». На основе местных реалий начал работать над историческим сказом «Кандалы» и романом «Дом Черновых», подготовил к печати восьмитомное собрание сочинений, «Очерки» и «Песни Скитальца» (1919). Литературное творчество сочетал с выступлениями в театре, Народном доме.

9 февраля 1905 года Скиталец был вновь арестован полицией па квартире Леонида Андреева, где проводилось заседание девя­ти членов Центрального Комитета РСДРП, которые собрались, как доносил начальник Московского губернского управления в депар­тамент полиции, «для выработки программы по вопросу о рево­люционизировании народных масс». Скиталец и Андреев были заключены в Таганскую тюрьму. 25 февраля их освободили за   «отсутствием состава преступления».

Из книги Кудрявцевой Н.Ю. 
«Годы мчались... Лучшей доли
Непокорно я искал».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий