Творческая деятельность Скитальца.

 События революции 1905 сильно повлияли на Скитальца. Рассказы «Лес разгорался», «Оратор», «Полевой суд», «Атаман», «Горемыкин», «Кандалы» и другие повести рисуют революционное движение накануне и в период 1905. Писатель показывает изменившуюся деревенскую жизнь, появление в деревне революционеров («Кандалы»). В рассказе «Лес разгорался», написанном в 1905, показывает аграрные волнения. Растерянность и ренегатство мелкобуржуазной интеллигенции в период реакции Скиталец описывает в рассказах «Дуэт», «Тоска» и др.

Основные произведения Степана Гавриловича этого времени: «Кандалы» (1904), «Полевой суд» (1905), «В дороге (1905), «Лес разгорался» (1906), «Огарки» (1906), «Этапы» (1907), стихотворения «Гусляр», «Колокол», «Я и меч».

Участник демонстраций и массовок ещё революционных событий 1905 года С. Г. Скиталец (Петров) пишет на симбирском материале роман «Дом Черновых» и исторический сказ «Кандалы».

Автобиографическая трилогия: романы «Дом Черновых» (1935), «Кандалы» (1940), повесть «Этапы» (1908, новая редакция 1937) показывают истоки революции, путь к ней человека из народа. Произведения Скитальца переведены на многие иностранные языки.


В 1901 - 1902 гг. привлекал большое внимание московский литературно-артистический кружок молодых друзей Горького, к которому примыкал Фёдор Шаляпин и из среды которого быстро выдвинулся Леонид Андреев. Скиталец вошел в состав этого кружка и тотчас же был включен в число новых литературных надежд. И один, и вместе с Горьким он попадает на всякого рода открытки, даже в галереи больших фототипий, а сборник его рассказов выдерживает ряд изданий. Эта крупная известность не соответствует действительным размерам очень симпатичного, но, в общем, скромного дарования Скитальца.  Каждый рассказ его в отдельности производит впечатление и поэтической настроенностью автора, и колоритными словечками, и теплым тоном, но собранные вместе рассказы писателя поражают своим утомительным однообразием. У него есть только две темы - детальнейшее описывание пения и игры на гуслях да  пьянства певчих и разных полуинтеллигентов-неудачников, которых он в последнем своем рассказе окрестил «огарками».

Герои произведений - среднее между «босяками» Горького и интеллигентами-разночинцами, бывшими в те годы излюбленными персонажами демократической части русской литературы. Это «огарки», недоучившиеся студенты, спившиеся интеллигенты-пролетарии. Искалеченные режимом самодержавного строя, они постоянно недовольны, но в то же время и бездеятельны. Таков Илья Толстый, выгнанный из всех русских университетов, Сашка, бывший студент Петровской академии, Новгородцев, родом из Великого Новгорода, человек, служивший писцом во всех министерствах, слесарь Михельсон, сосланный на Волгу за политическую неблагонадежность (повесть «Огарки»).

В первый период своего творчества Скиталец противопоставлял капиталистический город  деревне, здоровой и всё исцеляющей природе, звал к возврату в деревню. Герой повести «Октава» плотник Захарыч попадает в церковный хор, быстро спивается и спасается лишь тем, что возвращается плотничать в деревню.

Арзамас был местом ссылки писателя М. Горького. В доме писателя останавливались Л. Н. Андреев, В. И. Немирович-Данченко, С. Г. Скиталец. Ныне в доме располагается мемориальный музей.

В сентябре 1902 года А.М. Горький возвращается в Нижний Новгород из арзамасской ссылки. К этому времени он - автор десятков произведений, переведённых на разные языки. Писатель движется к зениту своей славы, о нём постоянно пишут.

М. Горький снимает квартиру на втором этаже в доме Киршбаума на Мартыновской улице. И тотчас она становится центром культурной и общественной жизни города. Здесь побывали писатели Л.Н. Андреев, Н.Г. Гарин-Михайловский, С.Г. Петров (Скиталец). Во время своих гастролей, в августе 1903 года здесь останавливался Фёдор  Шаляпин.

В селе Моркваши (Самарская область) в 1903 жили Мария Александровна, Дмитрий Ильич и Мария Ильинична Ульяновы. У них в гостях бывали писатели А. С. Неверов (Скобелев), С. Г. Скиталец (Петров), художники Ф. А. Васильев, А. Е. Архипов.

1905 год - год наивысшего творческого подъема Скитальца. Скиталец - прозаик в условиях революционной ситуации обращается к двум важнейшим темам эпохи - крестьянства и интеллигенции.

Крестьянские рассказы Скитальца предреволюционного и ре­волюционного периода («В дороге», «Полевой суд», «Лес разго­рался» и др.) составляют единый цикл. Показательно, что в основу рассказа «Полевой суд» положены реальные события, происшед­шие летом 1899 года: крестьяне деревни Борковка Самарской гу­бернии, основываясь на старинной дарственной граммоте царя Алек­сея Михайловича, запахали землю графа Орлова-Давыдова. Это самоуправство запечатлелось на много лет на спинах искателей правды. Сорок три человека были подвергнуты истязаниям. Ски­талец сам присутствовал на судебном разбирательстве этого дела.

История села Селитьба, где происходят события рассказа, приобретает большое политическое к социальное звучание. Рассказ показывает путь, каким шел народ к усвоению революционных идей, как рушилась вера в доброго царя и законную справедли­вость, как вчерашние угнетенные приходили к идее борьбы. Этот рассказ Скитальца прямо перекликается с очерком Горького «9-е января».  «Скитальцу удалось старое связать по-новому», — пи­сал об этом произведении Л. Андреев.

Написанный несколькими месяцами позже (ноябрь 1905 года), рассказ «Лес разгорался» показывает уже выступление широких крестьянских' масс против угнетателей. Подожженный мужиками лес и угрозы, что скоро запылают усадьбы, удачно переданная атмосфера пробудившейся деревни («Протрезвились мужики! Про- спались! Призадумались. Помяните мое слово: будут теперь дела у нас! ...»), упоминание о забастовке мужиков-крючников, всту­пивших в единоборство с толстобрюхим купчиной, «кружок созна­тельных мужиков», изучающих подпольную литературу, наконец, образ Мирона - деревенского агитатора и вожака, - все это отчетливо говорило об изменившейся в ходе революции деревне.

«Рассказ очень недурен, — писал Горький Пятницкому, - но сильно эсеровэт. Социалисты-революционеры возликуют - это вода на их мельницу».

Горький имел в виду то, что Скиталец верно уловил неспособность интеллигенции быть руководителем восстания; однако, по­нимая это, он не пришел к мысли о том, что только рабочий класс может возглавить крестьянство в борьбе против их общих врагов.

Крупнейшее произведение этих лет - повесть «Огарки» (1906), Скиталец изображает в ней людей, выбитых из колеи жизни.

Это опустившийся на «дно» певчий Северовостоков, человек ска­зочной физической силы и удали; рабочие Сокол и Михельсон; художник-неудачник Савоська, импровизирующий поэтические ле­генды из жизни животных и птиц, в которых звучит страстная жажда свободы; это австрийский дезертир Пискра и, наконец, главарь «огарческой фракции» Илья Толстый - артистическая, щедрая, талантливая натура, бывший студент, исключенный из университета за революционную деятельность.

Живые люди, в большинстве своем щедро одаренные приро­дой, герои Скитальца не в состоянии ужиться с бездушным, со­циально порочным, нравственно оскудевшим обществом и анархически его отвергают. В этом близость „огарков" к их литератур­ным предшественникам — например, босякам Горького. «Огарки», в отличие от прежнего «босяка», име­ют свою внутреннюю жизнь, строго скрываемую, но полную зна­чения для ник. «И она, эта скрытая, обособленная жизнь... да­вала огаркам ту гордую самонадеянность и чувство собственного достоинства, которые отличали их повсюду, среди всех людей».

Повесть «Огарки», напечатанная в горьковском „Знании" (сб. X), вызвала горячий интерес у современников и ожесточенные споры в критике. Особенно значительным было выступление А. А. Блока.

В статье «О реалистах» Блок дал высокую оценку повести. В творчестве писателя Блок услышал  «горьковскую ноту - дерзкий за­дор и сосредоточенную пристальность взгляда».

Поражение первой русской революции явилось тяжелым уда­
ром для Скитальца. Он редко выступает в печати, мало создает
новых произведений. Его стихи этих лет свидетельствуют о том, что
он тяжело пережил крушение революционных надежд, хотя он
продолжает верить:                            . :-

«Голос  услышите мой,

К вам проникающий в души.

С гор я сойду силачом
И -драгоценную ношу -
 Слово, как пламя и гром,
Я принесу вам и брошу!».

 

В эти годы Скиталец создал свое новое произведение «Эта­пы», в котором отразилось его стремление замкнуться в узком мирке личных, интимных переживаний. Безысходная тоска оди­нокого, обиженного на мир интеллигента, беспросветная жесто­кость социальных уродств, «народ,несущий к святым мощам скорби, и жалобы, и слезы свои, и мечты, и мольбы», - соста­вили содержание повести.

Познакомившись с нею в рукописи, Горький советовал Ски­тальцу не печатать ее. Он сурово осудил главного героя повести, его отгороженность от мира и общества: «Он, прежде всего, слеп духовно: весь мир, все люди, города, лошади, камни, звез­ды,- все закрыто для него его же нелепой и не очень гениаль­ной фигурой; он ничего не видит, не ощущает, кроме себя, и он невероятно надоедлив своим «унижением, кое паче гордости», са­молюбованием, самохвальством. Хуже всего то, что Вам он - явно нравится...

Три года назад наша страна пережила великое, сотрясшие своих основ, три года тому назад она вступила на путь, с коего никогда уже теперь не свернет, если б даже и хотела этого.

Неужели этот поворот, историческое значение которого так ог­ромно и глубоко, прошел для Вашего героя незамеченным, не ожил, не взволновал Вашей души радостным волнением, не зажег огонь Вашей любви к родине новыми, яркими цветами? Повесть говорит- нет. Скиталец остается тем же, чем он был до 905 г.

Но если так - бросьте перо. Бросьте, это я говорю Вам дружески, а не учительски.

Вам, видимо, не о чем писать, кроме себя самого, и Вы ни­чего не любите, кроме себя.

А любите Вы себя изломанной, больной и - простите! - неумной любовью, любовью - без гордости. И Вы совершенно не умеете отличить Ваше личное, субъективное, только для Вас одного значительное, - от общезначимого, интересного и ценно­го для всех люде».

Несмотря на уничижительный отзыв Горького, повесть была напечатана в XXV книжке «Знания», что дало повод Горькому заявить о своем выходе из товарищества «Знание». После разры­ва с Горьким Скиталец два года ничего не писал, а в 1913 году появилась повесть «Метеор» - тоже автобиографического харак­тера,  в которой Скиталец описывает историю своего знаком­ства с Горьким, повесть вновь была резко отрицательно оценена Горьким.

Из книги Кудрявцевой Н.Ю. 
«Годы мчались... Лучшей доли
Непокорно я искал».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий