Возвращается Степан Гаврилович на родину только в 1934 году перед первым съездом советских писателей, в котором он принял участие.
17 июня 1934 года он вернулся в Москву. Незадолго до этого, 24 апреля 1934 года, «Литературная газета» опубликовала письмо писателя, в котором он писал: «Ураганом событий надолго оторванный от моей страны, я сердцем, мыслью не отрывался от нее, взоры мои всегда были прикованы к ней».
В Москве неоднократно встречался с Горьким. Для I-го съезда советских писателей подготовил доклад «Эмигрантская литература», который не был произнесен, а только опубликован в стенографическом отчете. В этом докладе он с просоветских позиций писал об «обульваривании» литературы эмиграции, о падении и оскудении талантов И. Бунина, А. Куприна, И. Шмелева, Н. Тэффи, о «желтой прессе» Харбина и т.д.
В 1935 г. приезжал в Ульяновск навестить родного брата Г.Г. Петрова. В Ульяновске похоронена жена Наталья Николаевна Степана Гавриловича Скитальца, умершая в 1917 г.
После эмиграции творчество писателя связано с Крымом. Литературное эссе – «Лев Толстой» (1934), «Чехов» (1935), «Максим Горький» (1937), роман-эпопея «Этапы» (1908-1936 г.г.), «Кандалы» (в эпилоге написано «Байдарская долина»).
Из газеты «Известия» от 10. 11. 1939 г., в которой дана оценка творческой деятельности Скитальца: «В тяжёлых условиях царского самодержавия под непосредственным руководством А. М. Горького, в борьбе с реакционным писательским лагерем создали передовую русскую литературу, связанную с трудовыми низами общества. Гуманистическими, демократическими тенденциями, горячим интересом и сочувствием к трудящимся и обездоленным проникнуто всё Ваше творчество».
Вернувшись в Москву, Скиталец вместе с женой Верой Фёдоровной поселился в Хохловском переулке (Садовническая улица) в доме № 13, в котором прожил последние годы.
Возвратившись на родину, писатель активно включается в литературную жизнь страны. Он выступает на Первом съезде писателей 30 августа 1934 года, публикует свои воспоминания. «Своему возвращению в Союз, — вспоминал Скиталец, — я в значительной доле обязан Алексею Максимовичу. Тотчас же по приезде в Москву я известил Горького... При его одобрении я вновь горячо принялся за литературную работу... Мы часто виделись. В течение 1935 года я был у него в гостях более десяти раз ...»
В последние годы своей жизни Скиталец работает над романом «Кандалы». Ранний одноименный рассказ (1904) послужил ядром будущего романа. Это произведение долго вынашивалось автором. Многие рассказы и очерки 1900-1919 годов послужили
эскизами к роману. В произведении Скиталец обращается к своей давней теме - революционному преображению деревни и стремится подвести итог своим наблюдениям над жизнью крестьянства эпохи первой русской революции.
«Кандалы» - это историко-революционное произведение. Сам автор назвал его «историческим сказом», желая подчеркнуть документальность многих эпизодов и образов.
Оценивая творческий вклад Скитальца в отечественную литературу, президиум Союза писателей СССР в приветствии писателю в 1939 году, в связи с его 70-летием, отмечал, что «в своих автобиографических повестях «Сквозь строй», «Этапы», «Метеор», используя непосредственно пережитый и лично прочувствованный материал». Скиталец сумел «нарисовать правдивую картину мрачной царской действительности». «Ваши «Огарки» - жгучее обличение собственнического мира, уродовавшего и коверкавшего талантливых людей». В приветствии подчеркивалось, что в последнем романе «Кандалы» Скиталец остался «верен своей кровной теме, изображению жизни народных низов. Революционизирующаяся деревня изображена в этом романе с большой силой и яркостью таланта писателя».
Скиталец умер в 1941 году. Но живут его произведения. Они популярны не только в нашей стране. «Сквозь строй» и «Полевой суд» переведены на немецкий язык, «Полевой суд» - на английский, ряд рассказов - на болгарский, почти все произведения переведены на японский язык.
Скиталец первым открыл для читателей «интересный мир бедных артистов, утешавших грешные души своих богатых хозяев, мир талантливых людей, жизнь которых проходила между церковью и кабаком», рассказал о борьбе крестьян за свое освобождение в революцию 1905-1907 годов. Его проза и поэзия проникнуты сочувствием к простым труженикам, ненавистью к тем, кто их унижает. Скиталец-поэт останется в нашей памяти как автор замечательных революционных песен, положенных на музыку композиторами-современниками. Благодаря произведениям Скитальца богаче и разностороннее стало наше представление о русской литературе.
Из книги Кудрявцевой Н.Ю.
«Годы мчались... Лучшей доли
Непокорно я искал».
Комментариев нет:
Отправить комментарий