Творческий путь писателя

 Начало творчества.

Скиталец С. Г. и Горький М. А.

 Около четырёх лет он странствует, скитается по России. И вот - Харьков, где, по свидетельству самого Скитальца, по обыкновению оказавшегося без всяких средств к существованию, он «ухватился за свою литературную способность, как утопающий за соломинку.

Первые стихотворения были опубликованы в харьковской газете «Южный край» в 1884 году.

Дрожа от холода, в шапке, в пальто  написал фельетон и понёс в редакцию «Южного края», отдав его по оборванности  костюма, швейцару редакции и позабыл о своём фельетоне, будучи уверен, что он брошен в корзину. Но его напечатали, заплатили гонорар и в лестных выражениях просили  писать ещё». Так Скиталец «заделался фельетонистом» и «познал, что единственное дело, к которому способен, - это литература».

Еженедель­ные фельетоны, помимо обычных размышлений о погоде, театре, гастролях, путевых впечатлениях автора, юбилеях, праздниках, со­держали размышления на самые животрепещущие темы: поэта волнуют «свинцовые мерзости» жизни, разорение деревни, ужа­сающее положение детей городской бедноты. На Скитальца-фелье­тониста огромное воздействие оказала сатирическая поэзия добролюбовского «Свистка», «Искры» Курочкина, традиции Некрасова и близких ему поэтов-демократов 60-х годов.


С 1897 года Скиталец становится сотрудником «Самарской газеты», где печатаются его очерки, сказки, стихотворения. 14 сен­тября 1897 года появился первый стихотворный фельетон «Самар­ские строфы», подписанный: «Скиталец» («Самарская газета», (1897, № 198, 14 сентября). С этого времени Скитальцу было поручено вести постоянный фельетон «Самарской газеты», который до это­го  в 1895-1896 годах - вел М. Горький, выступавший под псевдонимом  «Иегудиил Хламида». В отличие от Горького Петров (Скита­лец) не принимал участия в работе редакции газеты, а был в ней просто «построчником». Все «Самарские строфы» подписывались псевдонимом, а рассказы, очерки, стихи – «С. Петров» или, реже, - «С. П.».

Сам Скиталец был далек от того, чтобы рассматривать свои «Самарские строфы» как гражданскую поэзию.

В действительности же его сатирические фельетоны били не в бровь, а в глаз. По своему содержанию демократическая поэзия Скитальца была близка революционной поэзии пролетарских поэтов.

В это же время и  появился его литературный псевдоним, одобренный Горьким во время встречи и знакомства летом 1898 года в Самаре.

Псевдоним избран не случайно и символизирует многообразные испытания, выпавшие на долю этого писателя-самородка.

 Так  уж  повелось, что многим ярким мастерам пера сама судьба дала псевдонимы: Горький, Голодный, Бедный, Весёлый… «Отныне, - сказал С. Г. Петрову редактор газеты одного из приволжских городов, - Вы Скиталец в литературе, как, по - видимому, были скитальцем в жизни».

Псевдониму С. Г. Петрова - Скиталец - Горький придавал большое значение, да и возник он, вероятно, не без его участия. В одном из писем В. Миролюбову Горький писал: «Псевдоним, ни в каком случае изменять нельзя, об этом усиленно прошу. Это очень важно для меня. Петрову - безразлично, для всех - тоже безразлично. Пускай, кто хочет, смеется, потом я попытаюсь заставить задуматься над такой штукой как Скиталец, - не Петров, а вообще скиталец».

Обладая способностью писать гладкие стихи, в каком угодно количестве, он стал поставлять стихотворные фельетоны на злобу дня в «Саратовскую газету» и написал около 20 тысяч стихов.

В Самаре же он близко сошелся с Максимом Горьким, и это определило его дальнейшую судьбу. В 1898 году состоялось знакомство писателей, сохранивших близкие отношения вплоть до отъезда Горького в 1906 году за границу.

 Горький читает и даже редактирует некоторые рукописи Скитальца, рекомендует их к публикации в солидных изданиях. В то же время происходит и такое их сближение, в результате которого в 1901 году Скиталец задерживается властями вместе с Алексеем Пешковым за «соучастие в пропаганде среди рабочих». Однако взаимоотношения двух писателей были далеко не безоблачными. Известно, в частности, и такое резкое, похожее на суровый приговор и вряд ли справедливое горьковское суждение: «Скиталец - писатель одной книги, не способный к восприятию культуры».

И, несмотря на жёсткие высказывания Горького к Скитальцу, он стал литературным наставником Скитальца, несмотря на то, что они были почти ровесниками (Горький был старше его на полтора года) и Скиталец к моменту знакомства с Горьким имел уже солидный литературный опыт за плечами. «Я живу на полном иждивении Горького, - писал Скиталец брату Аркадию 10 декабря 1900 года. -  Под его влиянием я быстро развиваюсь, развертываюсь. Горький возится со мной, как с ребенком. Нян­чится, учит меня, заставляет до бесконечности переделывать мои работы. Сам поправляет их, дает темы. При таких хлопотах да­же и бездарного человека можно выучить писательству, а я же не совсем бездарный. Он руководит моим чтением, я весь ушел в работу».

Николай Дмитриевич Телешов так описал   выступление Скитальца: «В раскалённую уже успехом атмосферу (...), после скрипок, фраков, причёсок и дамских декольте, вдруг врывается нечто новое, ещё невиданное в этих стенах, почти выбегает косматый, свирепого вида блузник, делает движение, как бы собираясь засучить рукава, быстрыми шагами подходит к самому краю помоста и, вскинув голову, громким голосом, на весь огромный зал, переполненный нарядной публикой, выбрасывает слова, точно камни.

Разумеется, не только и не столько «эстрадные действа» принесли известность Скитальцу в те годы. Заявив о себе по-настоящему серьёзным произведением, повестью «Октава» (1900 г.).  Он привлёк внимание читателей и критики такими произведениями, как «Сквозь строй», «Огарки», «Декоратор», «Несчастье», «Талант», «Композитор», «Этапы», «Метеор», «Полевой суд».

Скиталец, как и многие другие русские писатели, пытался отстаивать идеалы гуманизма в годы революционного потрясения и лихолетья. Поэтому не случайно оказался в 1921 году в эмиграции, в Харбине. В этом «русском Китае» он жил и работал до 1934 года, до возвращения домой, в Россию.


Верхний ряд слева направо Степан Скиталец, Федор Шаляпин, Евгений Чириков Нижний ряд слева направо Максим Горький, Леонид Андреев, Иван Бунин, Николай Телешов.

 

 

 

Если в жизни Скитальца пришлось претерпеть много невзгод, то в литературной карьере на его долю, напротив того, выпала редкая удача. В начале, 1900-х гг. внезапный успех Горького так настроил публику, что она в каждом дебютанте жадно искала новую крупную силу.

    Как уже говорилось, что встреча с Максимом Горьким в 1898 году определила  судьбу Скитальца.

Из письма Алексея Пешкова В. С. Миролюбову.
Между 10 и 23 июня [22 июня и 5 июля] 1899, Н. Новгород.

«Спасибо за память. Телом я здоров. Живу в Нижнем, лето буду жить с Тимковским в Васильсурском. На днях переберёмся туда. У меня болен сынишка. Много работаю. Порчу «Фому». Очень зол.
Журнал Ваш выходит поздно и рассылается ужасно неаккуратно. Жалуются.
Стихи Петрова в печати производят лучшее впечатление, чем писанные. Вы, по-моему, хорошо сделали, напечатав их, это очень поддержит Петрова. У него есть талант, но ему отвратительно живётся, и он начал пить водку. Впрочем, от этого он ещё лучше стал писать, в доказательство чего и прилагаю два его стиха. Один послал в «Жизнь», может, напечатают, ибо печатают худшие. Славная фигура этот Петров. Он приезжал недавно ко мне, пил водку, и мы пели песни. Талантливый он, и хорошее у него сердце. Пока - я решительно ничего не могу написать для Вас. Простите.
До свидания».

«… его ласка, пылкая дружба, - признавался Степан Гаврилович Скиталец  - его похвалы моему первому серьёзному труду значительно подняли мой дух, ободрили, воодушевили, вызвали к жизни мои силы».


 

 

Слева направо сидят Скиталец (С.Г. Петров), Л.Н. Андреев, А.М. Горький, Н.Д. Телешов, Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин; стоит Е.Н. Чириков.

 

М. Горький оказал сильное влияние на творчество Скитальца. Под влиянием Горького Скиталец  стал серьезнее относиться к своим литературным работам.  Горький воспитывал Скитальца и политически, и литературно. При его непосредственном воздействии и помощи малоизвестный фельетонист «Самарской газеты» быстро вошел в литературу. Под прямым и настойчивым руководством Горького Скиталец написал свое первое значительное произведение — повесть «Октава» (опубликованную в журнале «Жизнь», 1900, № 11),  сразу обративший внимание всей демократической, читающей публики. Горький содействовал также напечатанию в «Журнале для всех» стихотворений Скитальца.

Подружившись с Горьким, Скиталец замечает, что и в молодом Горьком «уже чувствовался боец, проникнутый стремлением судить верхние классы с заранее приготовленным приговором».

900-е годы отличает некоторый спад литературной жизни города Самары. Крупных литературных имен в  Самаре этого периода не было. Но именно в эти годы заявляют о себе в российской литературе выходцы из Самары и Самарской губернии С.Г. Петров-Скиталец и А.Н. Толстой.

В это время  Скиталец печатался в сборниках организованного Горьким издательства «Знание», в различных газетах и журналах. В 1902 году в издательстве «Знание» вышла первая книга Скитальца «Рассказы и песни».

Из книги Кудрявцевой Н.Ю. 
«Годы мчались... Лучшей доли
Непокорно я искал».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий