Биография Скитальца
С. Скиталец - известный писатель (настоящее его имя -
Степан Гаврилович Петров). Псевдоним избран не случайно и символизирует
многообразные испытания, выпавшие на долю этого писателя-самородка. Родился 9 ноября (28 октября) 1869 г. в крестьянской семье в Самарской губернии.
В автобиографическом рассказе "Сквозь строй" Скиталец изобразил
суровое детство свое, полное нужды и горя, и отца - гусляра, которому пришлось
применять свои музыкальные способности, завлекая односельчан в кабак, где он
служил сидельцем. Вместе с отцом приходилось Скитальцу играть и петь в разных
ярмарочных притонах, и только урывками удавалось кое-чему учиться и кое-что
читать. В 16 лет он поступил в учительскую семинарию, но был исключен за
неблагонадежность" и попал в певчие. Затем он служил писцом в окружном
суде и в земстве; был странствующим хористом в малороссийской труппе
Кропивницкого, изредка выступая и солистом. В 1898 г. Скиталец поступил в
архиерейский хор в Самаре и начал сотрудничать в "Самарской Газете".
Обладая способностью писать гладкие стихи в каком угодно количестве, Скиталец
стал поставлять стихотворные фельетоны на злобу дня и в течение 2 лет написал
около 20 тысяч стихов. В Самаре же он близко сошелся с Максимом Горьким, и это
определило его дальнейшую судьбу. Под влиянием Горького Скиталец стал
серьезнее относиться к своим литературным работам и написал лучший рассказ свой
"Октава" ("Жизнь", 1900, № 11), сразу обративший на него
внимание. Переехав в Нижний и поселившись с Горьким, он с ним же в 1901 г. попал
в тюрьму, был отправлен на родину, с дороги бежал и вскоре опять очутился в
тюрьме. В 1903 г. товарищество "Знание" издало 1-й том его
"Рассказов и песней". Позднее в сборниках "Знания" появился
ряд его стихов и рассказов. Из последних наиболее значительный -
"Огарки" (т. X, 1906). - Если в жизни С. пришлось претерпеть много
невзгод, то в литературной карьере на его долю, напротив того, выпала редкая
удача. В начале 1900-х гг. внезапный успех Горького так настроил публику, что
она в каждом дебютанте жадно искала новую крупную силу. В 1901 - 1902 гг.
привлекал большое внимание московский литературно-артистический кружок молодых
друзей Горького, к которому примыкал Шаляпин и из среды которого быстро
выдвинулся Леонид Андреев. С. вошел в состав этого кружка и тотчас же был включен
в число новых литературных надежд. И один, и вместе с Горьким он попадает на
всякого рода открытки, даже в галереи больших фототипий, а сборник его рассказов
выдерживает ряд изданий. Эта крупная известность не соответствует действительным
размерам очень симпатичного, но в общем скромного дарования Скитальца. Каждый
рассказ его в отдельности производит впечатление и поэтической настроенностью
автора, и колоритными словечками, и теплым тоном; но собранные вместе рассказы
С. поражают своим утомительным однообразием. У него есть только две темы -
детальнейшее описывание пения и игры на гуслях да идеализация пьянства певчих и
разных полуинтеллигентов-неудачников, которых он в последнем своем рассказе
окрестил "огарками". Обе эти темы разрабатываются очень утрированно.
Когда поет протодиакон, то автору представляется "грозовая туча с отдаленным
громом, которая надвигается, охватывая небо"; когда тот же протодиакон
"запел еще на тон выше", то это превратилось в "громадный и
страшный вопрос о Боге"; в "густой, сочной и вкусной октаве"
Захарыча "чувствовалось что-то плодородное, ароматное и
девственное". В таком же приподнятом тоне представлено непробудное
пьянство "огарков", которое С. старается превратить либо в турниры
остроумия, либо в своего рода протест против буржуазного строя. Как поэт С.
стремится уверить читателей, что он лишь "суровые слова и мысли"
знает: "Я весь, всегда - в огне..., и песнь моя дика, и в слово
"проклинаю"! слилося все во мне!" Его "проклятия злобы
святой" производят, однако, впечатление полной надуманности. Холодные
призывы С.-поэта к борьбе находятся в явном противоречии с общим мирным тоном
С.-беллетриста, симпатичного именно в своем наивно-незлобливом увлечении
такими мирными вещами, как пение, музыка, красоты Волги и т. п.
С. Венгеров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий