Биография Скитальца

С. Скиталец (Петров)
1869-1941

С. Скиталец - известный писатель (настоящее его имя - Степан Гаврилович Петров). Псевдоним избран не случайно и символизирует многообразные испытания, выпавшие на долю этого писателя-самородка. Родился 9 ноября (28 октября) 1869 г. в крестьянской семье в Самарской губернии. В автобиографическом рассказе "Сквозь строй" Скиталец изобразил суровое детство свое, полное нужды и горя, и отца - гусляра, которому пришлось применять свои музыкальные способности, завлекая односельчан в кабак, где он служил сидельцем. Вместе с отцом приходилось Скитальцу играть и петь в разных ярмарочных притонах, и только урывками удавалось кое-чему учиться и кое-что читать. В 16 лет он поступил в учительскую семинарию, но был исключен за неблагонадежность" и попал в певчие. Затем он служил писцом в окружном суде и в земстве; был странствующим хористом в малороссийской труппе Кропивницкого, изредка выступая и со­листом. В 1898 г. Скиталец поступил в архиерейский хор в Самаре и начал сотрудничать в "Самарской Газете". Обладая способностью писать гладкие стихи в каком угодно количестве, Скиталец стал поставлять стихотворные фельетоны на злобу дня и в течение 2 лет написал около 20 тысяч стихов. В Самаре же он близко сошелся с Максимом Горьким, и это определило его дальнейшую судьбу. Под влиянием Горь­кого Скиталец стал серьезнее относиться к своим литературным работам и написал лучший рассказ свой "Октава" ("Жизнь", 1900, № 11), сразу обративший на него внимание. Переехав в Нижний и поселившись с Горьким, он с ним же в 1901 г. по­пал в тюрьму, был отправлен на родину, с дороги бежал и вскоре опять очутился в тюрьме. В 1903 г. товарищество "Знание" издало 1-й том его "Рассказов и песней". Позднее в сборниках "Знания" появился ряд его стихов и рассказов. Из последних наиболее значительный - "Огарки" (т. X, 1906). - Если в жизни С. пришлось претер­петь много невзгод, то в литературной карьере на его долю, напротив того, выпала редкая удача. В начале 1900-х гг. внезапный успех Горького так настроил публику, что она в каждом дебютанте жадно искала новую крупную силу. В 1901 - 1902 гг. привлекал большое внимание московский литературно-артистический кружок мо­лодых друзей Горького, к которому примыкал Шаляпин и из среды которого быстро выдвинулся Леонид Андреев. С. вошел в состав этого кружка и тотчас же был вклю­чен в число новых литературных надежд. И один, и вместе с Горьким он попадает на всякого рода открытки, даже в галереи больших фототипий, а сборник его рас­сказов выдерживает ряд изданий. Эта крупная известность не соответствует дейст­вительным размерам очень симпатичного, но в общем скромного дарования Ски­тальца. Каждый рассказ его в отдельности производит впечатление и поэтической настроенностью автора, и колоритными словечками, и теплым тоном; но собранные вместе рассказы С. поражают своим утомительным однообразием. У него есть толь­ко две темы - детальнейшее описывание пения и игры на гуслях да идеализация пьянства певчих и разных полуинтеллигентов-неудачников, которых он в последнем своем рассказе окрестил "огарками". Обе эти темы разрабатываются очень утриро­ванно. Когда поет протодиакон, то автору представляется "грозовая туча с отдаленным громом, которая надвигается, охватывая небо"; когда тот же протодиакон "за­пел еще на тон выше", то это превратилось в "громадный и страшный вопрос о Бо­ге"; в "густой, сочной и вкусной октаве" Захарыча "чувствовалось что-то плодород­ное, ароматное и девственное". В таком же приподнятом тоне представлено непро­будное пьянство "огарков", которое С. старается превратить либо в турниры остро­умия, либо в своего рода протест против буржуазного строя. Как поэт С. стремится уверить читателей, что он лишь "суровые слова и мысли" знает: "Я весь, всегда - в огне..., и песнь моя дика, и в слово "проклинаю"! слилося все во мне!" Его "прокля­тия злобы святой" производят, однако, впечатление полной надуманности. Холод­ные призывы С.-поэта к борьбе находятся в явном противоречии с общим мирным тоном С.-беллетриста, симпатичного именно в своем наивно-незлобливом увлече­нии такими мирными вещами, как пение, музыка, красоты Волги и т. п.
С. Венгеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий