По материалам книги
Н. Кудрявцевой
В последнее время к нам
возвращаются имена людей из далёкого прошлого, позабытых, плохо знакомых
современному читателю, но внесших свой вкладе русскую литературу, оставивших
след на нашей крымской земле.
К этим именам принадлежит имя
Степана Гавриловича Петрова (СКИТАЛЬЦА).
Книг его издавалось в последние
советские годы мало, и большинство из них стало библиографической редкостью.

С 5 лет
мальчик умел читать, с 12 лет писал стихи, а в 14 лет даже написал и послал в
одну редакцию поэму, которую запретила цензура. Окончив начальную школу и
сельское двухклассное училище, поступил в Самарскую учительскую семинарию.
Исключённый за политическую неблагонадёжность из последнего класса самарской
семинарии, он отправляется в 1893-1897 годах путешествовать по югу России,
Украине, Бессарабии, Крыму. Служил писцом в земстве, певчим в церковном хоре,
актёром в украинской группе Крапивницкого. В те же годы начал печататься, взяв
псевдоним «Скиталец». Так уж повелось, что многим ярким мастерам пера сама
судьба дала псевдонимы: Горький, Голодный, Бедный, Весёлый...
Кстати,
именно встреча с Максимом Горьким определила его судьбу. В апреле 1901 года за
пропаганду среди сормовских рабочих оба были арестованы. Горького выпустили
через месяц по состоянию здоровья, а Скитальца через 3 месяца высылали в 06-
шаровку. В этот период и завязались их дружеские отношения - их роднили похожая
судьба, трудная школа жизни, тесная связь с народом, из которого они вышли.
Максим Горький стал, по сути, первым духовным учителем молодого литератора.
В 1902
году в издательстве «Знание» вышла первая книга Скитальца «Рассказы и песни».
Он примкнул к литературному объединению «Среда», в которое входили И. Бунин,
Л.Андреев. В. Вересаев. Д. Мамин-Сибиряк и другие молодые писатели. Знакомство
с крупными художниками снова и совместная работа в кружке сыграли огромную
роль в формировании мировоззрения и в значительной мере определили его путь в
литературе.
Организатор
и душа «Среды», писатель Н. Телешов так вспоминает Скитальца:
«Степан
Гаврилович не только читал у нас свои произведения, но приносил с собой свои
знаменитые волжские гусли и пел под их звуки народные песни... Голос его был
крепкий, приятный, грудной и выразительный бас, очень подходящий именно к
народным песням, которые он хорошо знал и чувствовал... Между прочим,
Скиталец пел нам на «Среде» из горьковской пьесы «На дне» тюремную песню
«Солнце всходит и заходит» ранее, чем мы услышали её в Художественном театре.
Это он достал, записал её и передал театру для исполнения».
Вспоминает
Телешов и один эпизод, связанный с Крымом, когда он, Скиталец и Шаляпин
гостили у Горького в Олеизе на даче «Нюра». Речь идёт о необычайном концерте,
который дали Шаляпин и Скиталец в Чёрном море на простой рыбацкой лодке: «На
десятки вёрст вокруг не было ни одного человека. Солнце золотом сверкало в
сильных и упругих вздымающихся волнах. Шаляпин запевал «Вниз по матушке по
Волге», его голос разносился по морскому простору, Скиталец на низких нотах,
почти октавой, подпевал ему, мы с Горьким изображали хор».
Именно
на «Среде» у Телешова впервые прозвучал рассказ Скитальца «Миньона»,
написанный по крымским впечатлениям. Действие рассказа происходит в южном
приморском городе, на фоне крымского пейзажа. «На тёмном, словно бархатном
небе, как бриллианты рассыпались крупные звёзды. Невидимое море бормотало,
ворча свои никому непонятные речи. Ночная темнота казалась наполненной
какими-то таинственными тенями, в сонном воздухе чудились тихие вздохи, плыли
невнятные, смутные звуки. И город, и море были поглощены мечтательной темнотой
ночи».
Крым
полюбился писателю, он приезжал сюда пожить, встретиться с
друзьями-литераторами, насладиться красотой юга. «Я нашёл себе комнату в
Кореизе у татарского муллы... В начале весны в Крыму приезжих мало, и я был
единственным обитателем верхнего этажа. Жил в полном одиночестве и наслаждался
этим. Крымская весна была в полном разгаре. Было так много солнца, воздуха и
зелени, что каждый день казался торжественным праздником».
В Крыму
Скиталец встречался с А. Чеховым, Л.Толстым, В. Короленко, большая творческая
и человеческая дружба связывала его с Горьким и Шаляпиным. С огромной симпатией
рассказывает писатель о встречах с Чеховым на его «Белой даче» в Ялте, где
собиралось большое общество литераторов. Пили чай, гуляли в саду, шутили,
спорили. Скиталец - прекрасный мастер литературного портрета, немногими
штрихами ему удалось подчеркнуть характерные немногими, штрихами ему удалось
подчеркнуть характерные черты собеседника.
Вот как
описывает он Льва Толстого, которого навешал после болезни в Гаспре: «Обильный
золотой свет торжественного солнца, пробиваясь сквозь густую зелень свежих
весенних листьев, нежными лучами освещал его львиную голову и замечательные
руки. Он был до головы закрыт толстым широким пледом, и мне казалось, что я
говорю с одной только необычной, сказочной головой. Слушая рассказ головы, я
смотрел на её величавое лицо с большим лбом и седой бородой, с добрыми, хитрыми
морщинками около глубоких глаз, и перестал бояться Льва».
Мемуарные
очерки, скромно названные Скитальцем «Встречи», воссоздают не только портреты
выдающихся деятелей русского искусства и литературы - это своеобразные картины
литературной и общественной жизни России в канун революции 1905 года.
Получивший
всероссийскую известность как автор повестей и рассказов «Октава», «Колокол» и
другие, Скиталец в период с 1905 года по 1917 год создаёт ряд замечательных
произведений «Огарки», «Полевой суд», «Лес разгорался», удостоенных высокой
оценкой Горького, Чехова, Блока. Герои его повестей и рассказов - талантливые,
артистичные натуры, народные самородки, остро ощущающие социальную
несправедливость: Стихи Скитальца пользовались в то время огромной
популярностью. Они были замечательны своей актуальностью и злободневностью,
цензура неистовала по этому поводу. Его стихотворения «Я хочу веселья», «Нет, я
не с вами», «Тихо стало кругом» положены на музыку и стали великолепными
романсами. Самым известным, пожалуй, является знаменитый вальс «На сопках
Манчжурии», посвященный бойцам 214-ого Мокшанского пехотного батальона,
погибшим в феврале 1905 года в кровопролитных боях с японцами под г. Мукденом:
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.
Белеют кресты - это герои спят.
Прошлого тени кружат давно,
О жертвах боев твердят.
Тихо вокруг, ветер туман унес,
На сопках Маньчжурии воины спят
И русских не слышат слез.
Плачет, плачет мать родная,
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня!...
Его
творчество любовно и со знанием театрального дела касалось работы
Художественного театра В.Ф.Комисаржевской, Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова,
живописи Васнецова, Врубеля, Малявина, музыки Рахманинова, Скрябина, Глазунова.

Чем
привлёк писателя крохотный городишко? Для него невероятным оказался тот факт,
что городская библиотека разместилась не где-нибудь, а в самых удобных
помещениях здания градоначальства. Хозяйкой здесь была ссыльная Е. Левинсон.
Она завела особый альбом, на страницах которого заезжие знаменитости оставляли
записи. Ту, которую набросал своим размашистым почерком Степан Гаврилович,
стоит привести полностью: «Здесь я жил вместе со всей моей семьёй около года,
и нигде в Крыму не удалось нам жить уютно и спокойно, кроме Балаклавы. Я
объясню эту удачу встречей и знакомством с Е.М. Аспизом и лицами, причастными к
здешней библиотеке. Мы все сблизились в такую дружную компанию, что отныне
Балаклава сделалась для меня чем-то родным, куда вероятно, я ещё много раз буду
возвращаться.
И когда
не будет здесь этих редких людей, любящих жить любовью к другим, я всё-таки не
раз приду навестить места, где они и мы жили, где бывали вместе летом и где
коротали вместе красиво безлюдную зиму в прекрасно тихой Балаклаве. Если, через
несколько лет кто-нибудь станет показывать туристам дом, в котором жил забытый
писатель Скиталец, и при этом укажет на один из шикарных дворцов, то прошу не
верить: летом я жил на Кадыковке, в полуразрушенном живописном домике на горе,
а зимой - на даче Гинали, против кофейни, в которой всегда играет музыка и поют
хорошие певцы. Начальник этой кофейни очень хороший и гостеприимный человек. Да
здравствует Балаклава с учреждениями - библиотекой, кофейней и почтовой
конторой!»
Этот
текст подписан 1 февраля 1909 года. Где жил С. Скиталец в Балаклаве? Достоверно
неизвестно, но некоторые краеведы указывают в сторону Спили-горы.
В то
время он был уже популярным писателем. С начала века он был окружён ореолом
славы М. Горького и считался одним из первых духовных его учеников. Разумеется,
он сразу примкнул к небольшому кругу интеллигенции, душой которой была
библиотекарь Е.Д. Левенсон и балаклавский доктор Е.М. Аспиз. Из воспоминаний
дочери Е. Аспиза:
«С моим
отцом у писателя сложились дружеские отношения, о чём говорят и дарственные
надписи, сделанные им. На одной - обыкновенная любезная надпись: «Нежно
любимому Евсею Марковичу в знак чувств», а на другой со свойственной ему
эксцентричностью он написал: «Балаклавскому Императору и моему другу государю
Евсею Марковичу для памяти о бедном авторе этой книжки на многие лета».
Затем он
покупает участок в Байдарской долине. Старожилы села Родниковского
рассказывали, что писатель любил песни и шутки, любил прогулки по окрестностям.
Часто видели, как он работал в саду. Они хорошо помнили этого человека, что
поселился недалеко от деревни Скеля в двухэтажной даче, которую сам помогал строить
под красной черепичной крышей. Здесь Степан Гаврилович решил обосноваться надолго
в связи с болезнью жены. Место он выбрал вдали от моря: его привлекла деревня,
её жизнь, привычная с детства, по душе был широкий простор долины.
В
автобиографическом романе «Дом Черновых» он писал:
«Сам
сочинил план дома и сам руководил постройкой. Полгода жил в шалаше, когда
знаешь, что строишь дворец, когда собственный рисунок превращается в
реальность, когда из диких камней, глины и дерева создаёшь что-то
художественное. Таким реальным творчеством я первый раз занялся и, несмотря на
тысячу неприятностей и трудностей всяких, строил с наслаждением. Вот,
посмотрите: какое дикое место! С сотворения мира не было здесь ноги человека,
земли этой не касались: плуг, топор, лопата. А теперь вырос, как по волшебству,
прекрасный дом, земля обработана, посажены культурные деревья!»
С дачей
в Байдарской долине связаны два периода в жизни Скитальца с 1910 по 1913 и с
1934 по 1940 годы. Да-да, грозные годы войн и революций почти на два
десятилетия разлучили его с дорогим сердцу Крымом и родным домом...
В годы
Первой мировой войны Скиталец служил санитаром, затем становится военным корреспондентом
в санитарном поезде. После Октябрьской революции судьба его сложилась довольно
драматично: уехав в Харбин, он оказался отрезанным от родины в течение целых 12
лет. Приведем отрывок из воспоминаний Е.М. Аспиза - балаклавского фельдшера,
близкого друга Скитальца:
«...Дело
касается его пресловутой эмиграции. Вот что он мне рассказал незадолго до своей
смерти: «Ведь вот многие продолжают считать, что я был в белой эмиграции. Ну,
какие у меня могли быть поводы и мотивы для разрыва с Родиной? А дело было так.
В начале
1919 года, в разгаре гражданской войны, книги наши не печатались, заработка не
было. Группа наших литераторов обратилась к Луначарскому, прося совета и
помощи. Он нам посоветовал поехать по городам Сибири, где мы можем выступать с
лекциями, чтением своих произведений, участвовать в создании местных газет и
пр. Я поехал туда в бесплатно предоставленном нам правительственном вагоне. Выступая
в разных городах. Добрался до Владивостока, а там как раз через некоторое время
произошёл переворот, образовалось правительство Meркулова, и я оказался
отрезанным от России. Воспользовался я тогда предложением группы левых японских
литераторов, которые стояли за установление культурных и политических связей с
Советами, и поехал в Токио, где выступал как советский писатель, где со мной общались
представителем советской литературы. Землетрясение в Японии заставило меня
уехать оттуда, и я очутился в Харбине, где моя жена поступила на советскую
службу в правление КВЖД, а я сотрудничал в местной русской газете, которая держалась
советской ориентации.
Всё
время я стремился в Россию, но удалось это осуществить только тогда, когда было
ликвидировано наше участие в КВЖД и служащим было разрешено выехать из Харбина.
Советская власть отнеслась ко мне очень тепло. Квартиру хорошую дали, пенсию,
дачу вернули...»
Возвращается
Скиталец на родину только в 1934 году, перед Первым съездом советских
писателей, в котором он принял участие. В годы эмиграции он много писал и по
возвращении в Россию активно издается: в 1935 году выходит роман «Дом
Черновых», в 1937 - роман «Кандалы», серия воспоминаний о Л. Толстом, М.
Горьком, А. Чехове.
Читая
роман писателя «Дом Черновых», написанный на чужбине, в Харбине, понимаешь, как
тосковал писатель по родному дому, как тянулся к нему всей душой. Вот как автор
описывает путешествие одного из героев своего романа:
«Перевалив
горный хребет и проехав какое-то татарское селение с мечетью, базаром и
глинобитными кофейнями, свернули вправо, за околицу. Здесь пошла мягкая
просёлочная дорога. Перед глазами Силы Гордеича (герой романа - Авт.)
неожиданно предстала широкая, овального вида зелёная долина в несколько вёрст
длиною, окаймлённая голубыми горами, густо заросшая кудрявым лесом. Кругом была
необыкновенная тишина. По краям долины, на склонах гор там и сям белели
татарские деревушки, а по сторонам дороги зеленели всходы ржи и пшеницы. Кое-
где попадались одинокие приземистые, ветвистые дубы... да жизнь здесь -
настоящая деревенская. Трудовая. Навстречу попадались татары с косами и
граблями; татарчонок, ехавший шагом в телеге-«мажаре», запряжённой парой белых
волов с цветами на рогах».
А с
какой любовью и тоской по своему дому описывает автор романа «Дома Черновых»
жилище своих героев - точный аналог дачи в Байдарской долине:
«По
широкой витой дубовой лестнице, освещённой громадным окном с разноцветными
стёклами, - читаем мы в одной из глав, - они (герои произведения) поднялись на
второй этаж. Там было две комнаты: в одной помещалась мастерская художника, в
другой, поменьше, выходившей на балкон, стоял шкаф с книгами, вделанный в
стену».
Именно
таким видели дом посещавшие Скитальца Максим Горький, Федор Шаляпин, Сергей
Сергеев- Ценский. Их вечное незримое присутствие здесь, наше стремление к
культуре, просвещению вселяют уверенность в том, что придёт время - и дом
Степана Гавриловича Скитальца 6удет восстановлен.
На
даче писатель завершил работу над историческим сказом из 3-х
частях «Кандалы», в основе которого события, происходящие в Среднем Поволжье
накануне революции 1905 года. «1940. Крым. Байдарская долина» - значится под
последней строкой эпилога этой книги.
Писатель любил Байдарскую долину, её людей, её
историю. Он навсегда хотел остаться на крымской земле.
В своём стихотворении «Завещание» он пишет:
Схороните
меня не на родине милой
Где
непризнанным,
Лишним и
чуждым я жил.
И откуда
ушёл я, гоняясь
За мечтой
легкокрылой
Где я
юность свою схоронил.
Схороните
меня
не над
Волгой широкой,
Не на
старом кургане Родных Жигулей,
Не в
деревне родной, у ручья,
Под
зелёной осокой,
Подле
вечно бесплодных полей.
Схороните
меня
В
изумрудной долине,
Где
извечным путём
Шли
народы забытых времён.
Где
могилы скитальцев
Заметны
ещё и поныне.
Нет им
счёта и нет им имён.
Там, при
этой дороге Кремнистой,
Где лежал
неизвестный
Загадочный
путь,
У ключа,
что струился
волной
серебристой,
От
страданий хочу отдохнуть...
Апрельским днём 1941 года Степан Гаврилович с тяжёлыми
предчувствиями уезжал из любимого Крыма в Москву. Только сказал: «Друзья! Я,
наверное. вижу вас в последний раз». Так оно и случилось. В июне 1941 года его
не стало. Похоронен писатель на Введенском кладбище в Москве.
Имя русского писателя С.Г. Петрова-Скитальца присвоено
улице в селе Родниковское и библиотеке-филиалу №39 в с. Орлиное.
www.lgz.ru "Литературная Газета + Курьер Культуры: Крым-Севастополь" "21 (50) 13-26 ноября 2009 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий