В первом очерке «Ленин и Плеханов» вспоминал о встречах с В. Лениным в Самаре весной 1889, в Женеве в 1903 году и о состоявшемся на квартире Скитальца в Петербурге в 1905 году совещании сотрудников газеты «Новая жизнь», когда Скитальца задело восклицание Ленина: «Что такое Россия?... Социализм выше России, человечество больше России». «Начетчику от революции» Ленину Скиталец противопоставлял «мудрого европейца» Г. Плеханова. В очерке «Палач» Скиталец пересказывал покаянную исповедь работника ЧК и выражал тревогу, что «новая власть с еще большей жестокостью, чем прежняя, будет подозревать, травить за каждое правдивое слово, за всякое истинное дело».
Вспоминал о встрече в занятом белыми Симбирске с разоренным большевистской революцией атлетом И. Заикиным и о старике, которого большевики расстреляли за то, что он предоставил свое жилье белым офицерам. К «Силуэтам революции» примыкали путевые впечатления «В Приморской земле»; не склонный идеализировать ни белых, ни интеллигенцию, писатель сочувственно приводил слова учителя из Никольска Уссурийского: «Пусть революция сметет нас, издерганное, несчастное, чеховское поколение, - вырастут они, новые люди, и построят новую жизнь».
Рецензировал произведения писателей-эмигрантов, бывших «знаньевцев» - Е. Чирикова, И. Шмелева. 2 декабря 1927 года в письме главному редактору газеты «Русское слово» Скиталец заявил об уходе из газеты «ввиду расхождения моих взглядов со взглядами редакции по общественно-политическим вопросам».
С 1928 года сотрудничал в московском журнале «Красная новь», где появился ряд его статей о советской литературе: о «Жизни Клима Самгина» Горького (статья «Питомец славы»), о В.Маяковском, Ф. Панфёрове, П. Романове и др. С этого времени не раз выражал желание вернуться в СССР, однако из-за конфликта на КВЖД советским подданным (каковым был Скиталец) выезд до 1933 года был запрещен.
Мемуарные очерки, скромно названные Скитальцем «Встречи», воссоздают не только портреты выдающихся деятелей русского искусства и литературы, это своеобразные картины литературной и общественной жизни России в канун революции 1905 года.
Из книги Кудрявцевой Н.Ю.
«Годы мчались... Лучшей доли
Непокорно я искал».
Комментариев нет:
Отправить комментарий