"Содружество сердец"

 Скиталец С. Г. и

книгоиздательское товарищество «Знание».

Горький, ввёл Скитальца в круг писателей - «знаньевцев», среди которых были Леонид Андреев, Иван Бунин, Евгений Чириков, Викентий Вересаев, Александр Куприн. Многие «знаньевцы» принимали участие в благотворительных литературных вечерах. На одном из них, в конце 1902 года, в Москве, вслед за Андреевым, Буниным, Найдёновым и Телешовым перед многочисленной публикой появился и наш Скиталец.

Книгоиздательское товарищество «Знание» начало свою деятельность в Петербурге в 1898 г. Одним из основателей и бессменным директором-распорядителем издательства был прогрессивный педагог-естественник К. П. Пятницкий.

Издательство «Знание» - это объединение писателей, диктовалось требованием времени. Оно обуславливалось также плачевным положением писателей – демократов, которых издавали с трудом, малыми тиражами, платили мизерные гонорары. Доход от изданий, выпускавшихся «Знанием», почти целиком шёл авторам, что было подлинным переворотом в практике русского издательского дела.

 Сначала «Знание» печатало популярные книги по естествознанию, педагогике и искусству. После вступления в 1900 г. в «Знание» Максима Горького издательство было реорганизовано. Не прекращая выпуск общеобразовательных книг, «Знание» сосредоточило главное внимание на издании собраний сочинений и новых произведений М. Горького, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, В. В. Вересаева, Скитальца (С. Г. Петрова), Н. Г. Гарина-Михайловского, Е. Н. Чирикова и других писателей  демократического направления.

Современник Чехова, Горького, Бунина, Скиталец смог высту­пить в литературе со своим видением мира, со своей художе­ственной манерой, сумел откликнуться на важнейшие проблемы современности.

Его рассказы, повести, воспоминания не потеряли своего зна­чения и сейчас, как отзвук прошлой эпохи, описанной талантли­вым писателем - демократом.

Сборники «Знания» выходили в больших, невиданных для того времени тиражах (40-60 тысяч) и имели широкую популярность в читательских массах.
Роль и значение сборников были отмечены на страницах печати. Если декадентские журналы третировали их за реализм и демократическую тенденцию, то прогрессивная печать сразу же оценила их значение.

С деятельностью книгоиздательства товарищества «Знание» (1898-1913) связана большая и светлая полоса жизни русской литературы начала века (1901 - 1912). Вокруг «Знания», возглав­ляемого Горьким, были объединены многие крупные писатели: А. Чехов, Л, Андреев, А. Куприн, И. Бунин, А. Серафимович, В. Вересаев и др.

В. И. Ленин охарактеризовал книги, выходящие в „Знании", как «сборники, стремившиеся концентрировать луч­шие силы художественной литературы».

«Знаньевская» литература росла и формировалась в грозовой атмосфере кануна первой русской революции, а расцвет «Знания» с закономерностью происходил в героические 1905-1907 годы. На эти годы приходится и основная масса изданных «Знанием» со­браний сочинений писателей, в том числе и собрание сочинений Скитальца.

Горький, по свидетельству Серафимовича, так определил глав­ную задачу «знаньевской» литературы: «Революция созревает, ра­бочий класс все более и более революционизируется, и в этой атмосфере даже легальная (и потому охватывающая широкие массы), но честная литература сыграет большую мобилизую­щую роль».

Позднее, в 1927 году, Скиталец писал о «знаньевских» сборниках: «Я был в числе тех писа­телей, произведения которых задолго до революции возбуждали в читателях жажду полноты жизни. В сущности, не мы подни­мали волну, а нараставшая волна поднимала нас: в этом была разгадка шумного успеха писателей сборников «Знания». Но когда эта волна возросла до гигантских размеров, она настолько пре­высила первоначальное настроение, что, обрушившись, сбросила нас, и мы, исполнив свое назначение в литературе, разлетелись мелкими брызгами о начавшейся великой буре...».

Примечательным событием в творческой жизни Скитальца явился выход в свет в марте 1902 года первого тома его «Рас­сказов и песен». Подготавливая к изданию этот сборник, Горь­кий писал К. П. Пятницкому: «Ваше предположение, что книжка будет иметь успех - очень радует меня. Очень, очень жажду этого успеха в публике, а если он будет сопровождаться неодо­брением критики - я сгорю от восхищения».

          Книга действительно имела большой успех у читателя, по­тому что выражала настроения народных масс в предреволю­ционные годы, звала к борьбе за свободу. Обратил на нее вни­мание и В. И. Ленин. Получив в Лондоне пятый том «Расска­зов» Горького и книгу Скитальца, он писал матери 7 июня 1902 года: «Горького, Скитальца получил и читал с очень большим интересом. И сам читал и другим давал».

В книге были помещены почти все новые стихи Скитальца. Стихотворения поэта 900-х годов - живые документы эпохи, когда зрели революционные силы, приведшие страну к 1905 году.

«Да вы сами-то, понимаете ли, как нужно теперь то, что вы пише­те? -  говорил Горький Скитальцу в 1900 году, знакомясь с его стихами. - Никогда еще наша страна не переживала такого всестороннего подъема, который потом будет источником величай­ших вдохновений...».

Скиталец-поэт часто выступал со своими произведениями на вечерах, концертах. Чтение стихотворений  «Гусляр» и «Нет, я не с вами» на литературно-музыкальном концер­те в Москве  2 декабря 1902 года вылилось в бурную револю­ционную демонстрацию.

30 июля 1905 года Скиталец участвовал в организованном Горьким, литературном концерте, средства от которого шли в фонд помощи бастующим путиловским рабочим,  выступал на митинге трудящихся Гельсингфорса 19 января 1906 года в честь Горького и русской  революции.
«Знание» не выпускало специальных деклараций и манифестов, какими изобиловали органы символистов, акмеистов и футуристов. Его знаменем был Горький.
В своих воспоминаниях Степан Скиталец (Петров), отмечая чуткое отношение Горького к его творчеству в начальный период литературной деятельности, рассказывал о том плодотворном влиянии, которое оказал на него старший писатель, и подчеркивал, что он был одним из многих, испытавших могучее воздействие Горького.

Максим Горький имел огромный авторитет среди писателей, и чем крупнее они были, тем сильнее испытывали его плодотворное влияние. А. И. Куприн после выхода в свет повести «Поединок» писал М. Горькому: «Теперь, когда уже все окончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому научился я от Вас и как я признателен Вам за это».  Л. Андреев вспоминал: «Пробуждению истинного интереса к литературе, сознанием важности и строгой ответственности писательского звания я обязан Максиму Горькому».  А в письме к Горькому говорил: «Вас назвали «Буревестником». А еще бы вернее назвать «Буреглашатаем»... Вы не только сообщаете о грядущей буре: вы бурю зовете за собой».

Но случались и смешные случаи с Буревестником.

Горький был удивительно стеснительным человеком. Когда его хвалили, он вздрагивал, раскрывал ноздри, и горбился от смущения. «Нравятся вам мои рассказы - так читайте их, но зачем вы мне это говорите?!» - отрезал как-то Горький одному из хвалителей. Высокий, он часто казался среднего и даже небольшого роста из-за того, что постоянно сутулился.
Любопытная деталь: сапоги его изнашивались не в подметках или каблуках, как у всех, а в голенищах: «при ходьбе он так тесно переставлял ноги, что голенища терлись друг о друга с легким шуршанием, а иногда и с присвистом».
После публичных чтений или исполнения его произведений, на которых он сам присутствовал, публика во время оваций требовала автора. И всегда автора приходилось буквально тащить на сцену. «Братцы! - обращался он к поклонникам, виновато сутулясь, -Знаете, это… неудобно как-то… право!.. Честное слово!.. Чего же на меня глазеть?! Я не певица… не балерина… Вот история какая… Ну вот, ей богу, честное слово…».
Однажды его знакомые, желая заманить Горького в ресторан (Горький и сюда стеснялся ходить, он вообще не любил новых лиц и шумного общества, предпочитая жить и работать дома), наняли двух полицейских, которые произвели арест писателя и сопроводили его прямо до… банкетного стола. Через полчаса Горький сбежал от веселых товарищей, но на выходе из ресторана его поджидала уже целая толпа молодежи - его поклонников. Не узнав в нем автора знаменитого «Буревестника», молодежь обратилась к нему с вопросом: не Горький ли вон тот господин в блузе, который спускается по лестнице?

Господином в блузе оказался один, из его приятелей, писатель Скиталец, внешне очень на него похожий — он как раз бежал за Горьким… «Он самый», — ответил Горький, быстро уходя из ресторана. Молодежь моментально подхватила сильно удивленного Скитальца, стала его качать, чествовать - и ее с трудом удалось убедить, что настоящий «Буревестник» уже… улетел.

 

 

 

 

Выходец из народа, С. Скиталец импонировал М. Горькому демократичностью своих воззрений, смелым критическим отношением к старому миру, гражданским пафосом, боевым тоном своего поэтического голоса, что и позволяло Горькому быть на первых порах снисходительным к невысокому уровню поэтического мастерства своего ученика. Так, М. Горький писал  Н.Телешову 22 декабря 1900 года: «...обращаю внимание на стихи Скитальца в декабрьской книге «Жизни». Стих - груб, но настроение - ценное». О том же говорил он и Поссе.

В мае 1900 года Скиталец решает оставить газету. Начался новый, важный период творчества Скитальца. «Это был медовый месяц нашей литературно-творческой дружбы, - писал Скиталец в воспоминаниях о Горьком, - когда мы оба работали с чрезвычайным  воодушевлением, веря в близкое и радостное будущее нашей страны, когда нам казалось, что она уже на пороге кра­сивой и светлой, свободной жизни».

Летом 1900   года Скиталец живёт в Мануйловке, где работает над одним из первых своих лучших произведений – повестью «Октава».

За пропаганду среди сормовских рабочих Скитальца и Горького арестовали 17 апреля 1901 г. Поводом к аресту послужило приобретение мимеографа для печатания революционных прокламаций и воззваний. Горького выпустили через месяц на основании врачебного заключения, а Скитальца через 3 месяца с высылкой в Обшаровку. 

Из воспоминаний А. Ф. Войткевич: «В середине апреля 1901 года произошёл мой арест. Каково же было моё удивление, когда через несколько дней на прогулке я увидел в окнах Алексея Максимовича, его приятеля Скитальца. Оказалось, что вскоре после моего ареста жандармерия произвела аресты.

 В то время порядки в тюрьме были в достаточной мере патриархальные. Во время прогулки между наружной стеной и тюремным корпусом происходила общая беседа между теми, кто был в здании и теми, кто находился на прогулке.

Скиталец, обладавший прекрасным баритоном, распевал арии  из опер и романсы, слушать которые собирались не только представители тюремной администрации, но и публика вне стен тюрьмы, откуда иногда раздавались аплодисменты».

В 1901 году после ряда выступлений рабочих по Нижнему, прокатилась волна арестов, под которую попал М. Горький. Степан Гаврилович Скиталец - Петров в своей повести "Метеор", рассказывает о революционных событиях, именно с Зиновия Свердлова списал персонаж рыжего студента. Зиновий в жизни во время событий в Новгороде в последний момент успел уничтожить часть запрещенных записок Горького. Так это было или нет, но Горький очень симпатизировал парню - Зиновию Свердлову, ласково называя его Зинкой. Уважение же последнего к Горькому было безмерным.

Горький   писал В. А. Поссе: «Три месяца тюрьмы подействовали на Скитальца очень благотворно: он стал, сразу серьезнее, глубже и тоньше».

В тюрьме Скиталец написал повесть  «Сквозь строй», рассказ «За тюремной стеной» (1901), цикл стихотворений. В образе глав­ного героя повести «Сквозь строй» нарисован отец писателя - Гаврила Петрович. «Сквозь  строй» -  название символическое.

Человек как бы проходит «сквозь строй» мучений, лишений, стра­даний - к протесту против угнетения личности. Герой повести романтизирован автором, он напоминает сказочного богатыря: мо­гучая физическая сила, незаурядный ум. Его речь насыщена по­говорками, пословицами, язык очень красочен, колоритен.

Еще один русский богатырь изображается Скитальцем в расска­зе «За тюремной стеной». Писателя вообще интересуют люди, стоя­щие «на грани босячества», правдоискатели, возмущающиеся не­справедливостью жизни. Он рисует их бескорыстными, человечны­ми и душевно благородными, наделяет их любовью к прекрасно­му: к музыке, песне, природе. Романтизация героев - отличи­тельная черта почти всех произведений Скитальца, преувеличение, гиперболизация становится отличительной особенностью его худо­жественной манеры, например, Мирон в рассказе «Лес разгорал­ся», огарки в одноименной повести.

 Произведения Скитальца печатались в «Журнале для всех», газетах «Нижегородский листок» и «Курьер».

А вот, что пишет Десницкий В. А.: «Частыми гостями и посетителями Горького в нижнегородские годы были из писателей: Л. Н. Андреев, Скиталец (С. Г. Петров). Последнего Горький, можно сказать, создал как писателя, заботился о нём, как о ребёнке, доходя в своих заботах до мелочей не только в области писательского дела, но и во всех сторонах его жизни; боролся с непривычкой начинающего к упорному труду, с его пристрастием к весёлому зелёному змию. И, разумеется, не Алексея Максимовича вина, что Скиталец в сущности дальше «Октавы» не пошёл, оставшись в литературе с именем одного из писателей школы М. Горького, одним из самых ранних его учеников. В числе многочисленных посетителей Горького Скиталец представлял яркую, колоритную фигуру: громадный рост, шевелюра, форменный костюм по Горькому, голос, рыкающий в разговоре и прекрасный в пении с аккомпанементом гуслей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий