Жизнь продолжается…

 После смерти жены Александры Николаевны писатель живёт в Симбирске с 1913 года, чтобы как -то затушить боль утраты любимого человека, он  собирает народные песни, исполняет их на литературно-музыкальных вечерах.

Но все эти духовные богатства предназначались для небольшой группы избранных представителей тогдашнего образованного общества.

В эти же годы в Российской империи происходят разные события, на которые каждый человек реагировал по - своему. Кинодраматург Анатолий Козак рассказывает: «В октябре 1913 года, в помещении Киевского окружного суда, что напротив Софийского собора, был завершен крупнейший судебный процесс, получивший название "дело Бейлиса". Подсудимый обвинялся в ритуальном убийстве тринадцатилетнего Андрея Ющинского. Обвинение утверждало, что убийство было совершено в целях "выточения" христианской крови для изготовления мацы к еврейской Пасхе. ... В Киев примчался из Петербурга Владимир Короленко, на балконе для прессы присутствует Владимир Бонч-Бруевич, фиксируя каждый день суда. Всю страну лихорадит, все заняты одним и тем же вопросом: виновен ли служащий кирпичного завода, что на Подоле, Мендель Бейлис (39 лет, вероисповедание иудейское, пятеро детей) в добывании христианской крови путем зверского убийства с помощью шила ни в чем не повинного ребенка? Когда Короленко увидел состав присяжных заседателей, его охватило отчаяние. Обычно в жюри входили люди образованные, грамотные - профессура, врачи, учителя - словом, народ, способный разобраться в существе судебного процесса и самостоятельно вынести свое решение. Судьбу же Бейлиса должны были решить "серые мужики" - семеро крестьян и пятеро мелких мещан и чиновников, с трудом вникавших в разыгрывавшееся перед ними юридическое действо. «Все погибло, разве смогут эти присяжные найти истину? Бейлиса ждет вечная каторга», — так казалось многим, присутствовавшим в зале суда.

Наступает октябрь 1913 года. Последний день судебного заседания. Присяжные удаляются в совещательную комнату, куда, кроме них, никто не смеет входить. - Суд присяжных идет! -раздается властное восклицание. -Прошу встать!
Старшина присяжных читает вопросный лист, читает долго, ровно, вопросы такие длинные...
И наконец: - Нет, не виновен!

Работа над архивными материалами была подлинным праздником - я получил возможность прикоснуться к таким драгоценным документам, о которых и не подозревал и о которых, увы, мало кто сегодня знает. Вот один из примеров. Нередко упоминается коллективный протест представителей российской интеллигенции против киевского процесса. Приводятся, как правило, одни и те же фамилии: Максим Горький, Александр Серафимович, Янка Купала, Вера Засулич, Леонид Андреев. И другие... Кто были эти другие, судя по всему, - лица менее значимые. Но вот передо мной тоненькая брошюрка, отпечатанная в Санкт-Петербурге в 1911 году. Обращение краткое - всего полторы странички. Оно называется так: «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев». Вот первые строки: «Во имя справедливости, во имя разума и человеколюбия мы подымаем голос против новой вспышки фанатизма и темной неправды...».
   Кто же подписал протест, кроме Горького, Серафимовича и еще двух-трех видных интеллигентов? Оказывается, всего под письмом несколько сотен подписей! Приведу лишь небольшую часть имен. Писатели: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Вячеслав Иванов, Евгений Чириков, Федор Сологуб, Сергей Сергеев-Ценский, Александр Блок, Виктор Муйжель, Михаил Арцыбашев, Михаил Лодыженский, Николай Олигер, Скиталец (Петров), Петр Боборыкин, Александр Куприн... Представители российской науки: академики Владимир Вернадский, Андрей Фаминцин, Дмитрий Овсянико-Куликовский, профессора, доктора наук, редакторы газет, ректоры университетов, члены Государственной думы, генералы, приват-доценты, слушатели различных курсов, журналисты, 184 студента Санкт-Петербургского университета... Что ни имя, то бриллиант в короне российской науки и культуры».

В начале Первой мировой войны Степан Скиталец-Петров отправился санитаром на фронт, результатом этой поездки явились несколько очерков и рассказов, в которых он выступил с осуждением войны.   В войну 1914 г. по 1918 г. Скиталец был зачислен санитаром, затем он становится военным корреспондентом в санитарном поезде.

В 1914-1917 годах Скиталец много путешествует. Он про­ехал с концертами от Петербурга до Владивостока и через Маньчжурию в Харбин. Писатель выступал с чтением своих про­изведений, особенной популярностью у зрителей пользовались на­родные песни, исполнявшиеся им под аккомпанемент гуслей, на которых он сам играл. Это был период активного увлечения Ски­тальца фольклором. С вдохновением исполнял Скиталец песни о Степане Разине:  «Любовь Степана Разина», «Степан Разин и княжна», «Меж крутых бережков».

Скиталец, стоявший в стороне от революционного рабочего движения, не сразу и не до конца понял значение Великой Ок­тябрьской социалистической революции. Однако в литературных кругах его имя было авторитетным.

   Недаром в 1921 году литотдел  Наркомпроса командировал Скитальца в ДВР. Как ука­зывалось в мандате, подписанном А. С. Серафимовичем, он на­правляется в Дальневосточную республику:  для организации отделений ЛИТО в крупных центрах ДВР. 2) Для связи с мест­ными литературными организациями и 3) Для собирания образов народного революционного творчества".

Из книги Кудрявцевой Н.Ю. 
«Годы мчались... Лучшей доли
Непокорно я искал».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий