Скиталец 

 
Скиталец - известный 
писатель (настоящее его имя - Степан Гаврилович Петров). Псевдоним 
избран не случайно и символизирует многообразные испытания, выпавшие на 
долю этого писателя-самородка. Родился в 1868 г. в крестьянской семье 
Самарской губернии. В автобиографическом рассказе "Сквозь строй" С. 
изобразил суровое детство свое, полное нужды и горя, и отца - гусляра, 
которому пришлось применять свои музыкальные способности, завлекая 
односельчан в кабак, где он служил сидельцем. Вместе с отцом приходилось
 С. играть и петь в разных ярмарочных притонах, и только урывками 
удавалось кое-чему учиться и кое-что читать. В 16 лет он поступил в 
учительскую семинарию, но был исключен за "неблагонадежность" и попал в 
певчие. Затем он служил писцом в окружном суде и в земстве; был 
странствующим хористом в малороссийской труппе Кропивницкого
 , изредка выступая и солистом. В 1898 г. С. поступил в архиерейский хор
 в Самаре и начал сотрудничать в "Самарской Газете". Обладая 
способностью писать гладкие стихи в каком угодно количестве, С. стал 
поставлять стихотворные фельетоны на злобу дня и в течение 2 лет написал
 около 20 тысяч стихов. В Самаре же он близко сошелся с Максимом Горьким,
 и это определило его дальнейшую судьбу. Под влиянием Горького С. стал 
серьезнее относиться к своим литературным работам и написал лучший 
рассказ свой "Октава" ("Жизнь", 1900, № 11), сразу обративший на него 
внимание. Переехав в Нижний и поселившись с Горьким, он с ним же в 1901 
г. попал в тюрьму, был отправлен на родину, с дороги бежал и вскоре 
опять очутился в тюрьме. В 1903 г. товарищество "Знание" издало 1-й том 
его "Рассказов и песней". Позднее в сборниках "Знания" появился ряд его 
стихов и рассказов. Из последних наиболее значительный - "Огарки" (т. X,
 1906). - Если в жизни С. пришлось претерпеть много невзгод, то в 
литературной карьере на его долю, напротив того, выпала редкая удача. В 
начале 1900-х гг. внезапный успех Горького так настроил публику, что она
 в каждом дебютанте жадно искала новую крупную силу. В 1901 - 1902 гг. 
привлекал большое внимание московский литературно-артистический кружок 
молодых друзей Горького, к которому примыкал Шаляпин и из среды которого быстро выдвинулся Леонид Андреев.
 С. вошел в состав этого кружка и тотчас же был включен в число новых 
литературных надежд. И один, и вместе с Горьким он попадает на всякого 
рода открытки, даже в галереи больших фототипий, а сборник его рассказов
 выдерживает ряд изданий. Эта крупная известность не соответствует 
действительным размерам очень симпатичного, но в общем скромного 
дарования С. Каждый рассказ его в отдельности производит впечатление и 
поэтической настроенностью автора, и колоритными словечками, и теплым 
тоном; но собранные вместе рассказы С. поражают своим утомительным 
однообразием. У него есть только две темы - детальнейшее описывание 
пения и игры на гуслях да идеализация пьянства певчих и разных 
полуинтеллигентов-неудачников, которых он в последнем своем рассказе 
окрестил "огарками". Обе эти темы разрабатываются очень утрированно. 
Когда поет протодиакон, то автору представляется "грозовая туча с 
отдаленным громом, которая надвигается, охватывая небо"; когда тот же 
протодиакон "запел еще на тон выше", то это превратилось в "громадный и 
страшный вопрос о Боге"; в "густой, сочной и вкусной октаве" Захарыча 
"чувствовалось что-то плодородное, ароматное и девственное". В таком же 
приподнятом тоне представлено непробудное пьянство "огарков", которое С.
 старается превратить либо в турниры остроумия, либо в своего рода 
протест против буржуазного строя. Как поэт С. стремится уверить 
читателей, что он лишь "суровые слова и мысли" знает: "Я весь, всегда - в
 огне..., и песнь моя дика, и в слово "проклинаю"! слилося все во мне!" 
Его "проклятия злобы святой" производят, однако, впечатление полной 
надуманности. Холодные призывы С.-поэта к борьбе находятся в явном 
противоречии с общим мирным тоном С.-беллетриста, симпатичного именно в 
своем наивно-незлобливом увлечении такими мирными вещами, как пение, 
музыка, красоты Волги и т. п. С. Венгеров.
 
 
 
 
          
      
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий