Скиталец

Скиталец - известный
писатель (настоящее его имя - Степан Гаврилович Петров). Псевдоним
избран не случайно и символизирует многообразные испытания, выпавшие на
долю этого писателя-самородка. Родился в 1868 г. в крестьянской семье
Самарской губернии. В автобиографическом рассказе "Сквозь строй" С.
изобразил суровое детство свое, полное нужды и горя, и отца - гусляра,
которому пришлось применять свои музыкальные способности, завлекая
односельчан в кабак, где он служил сидельцем. Вместе с отцом приходилось
С. играть и петь в разных ярмарочных притонах, и только урывками
удавалось кое-чему учиться и кое-что читать. В 16 лет он поступил в
учительскую семинарию, но был исключен за "неблагонадежность" и попал в
певчие. Затем он служил писцом в окружном суде и в земстве; был
странствующим хористом в малороссийской труппе Кропивницкого
, изредка выступая и солистом. В 1898 г. С. поступил в архиерейский хор
в Самаре и начал сотрудничать в "Самарской Газете". Обладая
способностью писать гладкие стихи в каком угодно количестве, С. стал
поставлять стихотворные фельетоны на злобу дня и в течение 2 лет написал
около 20 тысяч стихов. В Самаре же он близко сошелся с Максимом Горьким,
и это определило его дальнейшую судьбу. Под влиянием Горького С. стал
серьезнее относиться к своим литературным работам и написал лучший
рассказ свой "Октава" ("Жизнь", 1900, № 11), сразу обративший на него
внимание. Переехав в Нижний и поселившись с Горьким, он с ним же в 1901
г. попал в тюрьму, был отправлен на родину, с дороги бежал и вскоре
опять очутился в тюрьме. В 1903 г. товарищество "Знание" издало 1-й том
его "Рассказов и песней". Позднее в сборниках "Знания" появился ряд его
стихов и рассказов. Из последних наиболее значительный - "Огарки" (т. X,
1906). - Если в жизни С. пришлось претерпеть много невзгод, то в
литературной карьере на его долю, напротив того, выпала редкая удача. В
начале 1900-х гг. внезапный успех Горького так настроил публику, что она
в каждом дебютанте жадно искала новую крупную силу. В 1901 - 1902 гг.
привлекал большое внимание московский литературно-артистический кружок
молодых друзей Горького, к которому примыкал Шаляпин и из среды которого быстро выдвинулся Леонид Андреев.
С. вошел в состав этого кружка и тотчас же был включен в число новых
литературных надежд. И один, и вместе с Горьким он попадает на всякого
рода открытки, даже в галереи больших фототипий, а сборник его рассказов
выдерживает ряд изданий. Эта крупная известность не соответствует
действительным размерам очень симпатичного, но в общем скромного
дарования С. Каждый рассказ его в отдельности производит впечатление и
поэтической настроенностью автора, и колоритными словечками, и теплым
тоном; но собранные вместе рассказы С. поражают своим утомительным
однообразием. У него есть только две темы - детальнейшее описывание
пения и игры на гуслях да идеализация пьянства певчих и разных
полуинтеллигентов-неудачников, которых он в последнем своем рассказе
окрестил "огарками". Обе эти темы разрабатываются очень утрированно.
Когда поет протодиакон, то автору представляется "грозовая туча с
отдаленным громом, которая надвигается, охватывая небо"; когда тот же
протодиакон "запел еще на тон выше", то это превратилось в "громадный и
страшный вопрос о Боге"; в "густой, сочной и вкусной октаве" Захарыча
"чувствовалось что-то плодородное, ароматное и девственное". В таком же
приподнятом тоне представлено непробудное пьянство "огарков", которое С.
старается превратить либо в турниры остроумия, либо в своего рода
протест против буржуазного строя. Как поэт С. стремится уверить
читателей, что он лишь "суровые слова и мысли" знает: "Я весь, всегда - в
огне..., и песнь моя дика, и в слово "проклинаю"! слилося все во мне!"
Его "проклятия злобы святой" производят, однако, впечатление полной
надуманности. Холодные призывы С.-поэта к борьбе находятся в явном
противоречии с общим мирным тоном С.-беллетриста, симпатичного именно в
своем наивно-незлобливом увлечении такими мирными вещами, как пение,
музыка, красоты Волги и т. п. С. Венгеров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий